Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Хасидатэ (бронепалубный крейсер)

«Хасидатэ» (橋立) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Третий корабль и последний в серии крейсеров типа «Мацусима». Первый крупный корабль, построенный на японских верфях с использованием зарубежных материалов. Участвовал в Японо-китайской и Русско-японской войнах.

Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии — песчаной косы Аманохасидатэ в префектуре Киото.

Конструкция

Крейсер «Хасидатэ» был построен под наблюдением французского конструктора Э.Бертена по чертежам, присланным из Франции. Основные отличия от крейсера «Ицукусима» заключались в прямоугольной, а не квадратной форме иллюминаторов надстройки и более тяжелой энергетической установке.

Корпус

Корпус корабля с 94 шпангоутами, построен из мягкой стали с седловатой для улучшения мореходности палубой и завалом верхних частей бортов внутрь, с двойным дном и разделен ниже броневой палубы 13 главными поперечными и двумя продольными водонепроницаемыми переборками. Междудонное расстояние — 1 метр. Над броневой палубой устроен коффердам, заполненный кокосовой стружкой. Выше броневой палубы на 3,25 м настлана легкая стальная палуба 8-мм толщины. Пространство между этих двух палуб разделено примерно на 400 отсеков, используемых под угольные ямы и склады различных припасов. Форштевень и ахтерштевень сделаны из литой стали. В носовой части находился таран.

Бронирование

Вся броня крейсера изготавливалась заводом Шнейдера в Ле-Крёзо.

Жизненно важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса защищены карапасной броневой палубой толщиной в 40-мм настланной в три слоя из закаленных стальных плит толщиной в 10-мм и 20-мм. В носовой части броневая палуба опускалась в низ и стыковалась с остриём тарана, придавая ему дополнительную жесткость, в кормовой части поднималась в верх для прикрытия рулевой машины и стыковалась с ахтерштевнем. Комингсы люков, основания труб и вентиляторов броневой палубы защищены броневыми гласисами (скосами) из стальных плит 50-мм толщины.

Барбет орудия главного калибра, устанавливался на верхней палубе и был изготовлен из стальных 300-мм плит. Толщина щита орудия составляла 100-мм. Над орудием устанавливался 40-мм стальной купол, вращающийся вместе с поворотным столом и предназначенный для защиты прислуги от осколков и пуль. Центральная неподвижная труба защиты системы подачи боеприпасов проходила от броневой палубы до основания барбета и прикрывалась 250-мм сталью. Размещенная внутри неё шахта подачи боеприпасов обшивалась 14-мм стальными листами. Основание вращающегося орудийного стола не бронировалось.

Все 120-мм орудия крейсера прикрывались 110-мм броневыми щитами.

Боевая рубка крейсера состояла из двух концентрических башен: внутренней, высотой 2,5 м, собранной из 100-мм броневых плит под 25-мм стальной крышей и внешней, из 25-мм стальных листов под 10-мм крышей. Расстояние между внутренней и внешней башней составляло 0,5 м и перед боем заполнялось койками для обеспечения дополнительной защиты.

Артиллерийское вооружение

Артиллерия главного калибра крейсера состояло из одного казнозарядного 320-мм орудия системы Канэ с длиной ствола 38 калибров, весом 65,7 т. Эффективная дальность стрельбы — 8000 м, максимальная дальность стрельбы — 12000 м. Снаряды использовались двух типов: бронебойный массой в 450 кг и фугасный массой в 350 кг. Для стрельбы применялись заряды коричневого пороха массой 280 и 220 кг. Бронепробиваемость бронебойного снаряда на дальности 8000 м составляла до 334 мм. Максимальная скорострельность составляла до 2 выстрелов в час. Орудие устанавливалось в носовой части корабля внутри барбета. Поворот и наведение орудия, удерживание отката и накат орудия после выстрела, а также подача снарядов и их заряжание осуществлялось гидравлической системой, приводимой в действие паровым насосом. Боекомплект 320-мм орудия составлял 60 снарядов.

Артиллерия среднего калибра состояла из 11 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000 м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Десять орудий устанавливались на батарейной палубе, от мачты в сторону кормы по пять на борт. Одно орудие (т. н. «ретирадное») устанавливалась на верхней палубе на юте, с углом обстрела в 260°. Орудия стоявшие на батарейной палубе стояли близко к друг другу и не имели защиты от продольных выстрелов. Боекомплект составлял по 120 снарядов на каждое орудие, всего 1320 снарядов.

Шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались в спонсонах на верхней палубе от миделя до мачты, по три на борт. Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000 м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял по 300 снарядов на орудие, всего 1800 снарядов.

Одиннадцать 37-мм пятиствольных скорострельных пушек Гочкиса устанавливались на боевом марсе, крыльях мостика и на надстройке на верхней палубе. Максимальная дальность стрельбы составляла до 2200 м, максимальная скорострельность до 32 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял по 800 снарядов на орудие, всего 9600 снарядов.

Общий вес артиллерии крейсера составлял до 475 т, что составляло более 10 % от водоизмещения корабля.

Минное вооружение

На «Хасидатэ» установили четыре надводных 356-мм торпедных аппарата. Три аппарата находились в носовой части корабля под батарейной палубой, в том числе один неподвижный штевневой и два поворотных бортовых. В корме, также под батарейной палубой, размещался один неподвижный штевневый аппарат.

При подготовке к выстрелу крышка торпедного аппарата открывалась и труба аппарата выдвигалась наружу чтобы предотвратить повреждение торпеды о борт корабля. Наведение на цель осуществлялось либо из боевой рубки либо непосредственно с поста у аппарата. Выстрел торпеды осуществлялся сжатым воздухом. Боезапас составлял по пять торпед к каждому аппарату, всего 20 торпед. Использовались торпеды системы Шварцкопфа, имеющие максимальную дальность стрельбы от 400 до 3000 м, в зависимости от модификации.

Силовая установка

Две паровые машины тройного расширения с горизонтально-установленными цилиндрами. Диаметр цилиндров 0,39, 0,62 и 1,44 м, ход поршня 1 м. На испытаниях мощность машин была определена в 6300 л.с., вместо оговоренных контрактом 5400 л.с. Однако из-за неудачной конструкции котлов в ходе службы не удавалось достичь и контрактной мощности.

Пар вырабатывали шесть огнетрубных котлов горизонтального типа, каждый из которых был двойным (с симметричным образованием оконечностей) и имел по шесть топок системы Фокса и три камеры сгорания. Жаровые трубы топок для котлов крейсера «Хасидатэ» были изготовлены в Японии. Котлы устанавливались по три в ряд в носовом и кормовом котельных отделениях, разделенных водонепроницаемой переборкой, топками перпендикулярно к диаметральной плоскости.

Нормальный запас угля «Хасидатэ» составлял 405 т, полный — 683 т.

Системы и устройства

Рулевое устройство крейсера «Хасидатэ» состояло из руля, паровой рулевой машины французской фирмы «Стапфер ди Дюклос», размещенной под броневой палубой и управляемой с мостика, а также ручными штурвалами: главный — под кормовым мостиком, резервный — в румпельном отделении, передававшим усилия на румпель с помощью штуртросов.

В качестве водоотливных и противопожарных средств имелась помпа «Тирон» производительностью до 500 т воды в час, два трюмных пароструйных эжектора производительностью по 250 т воды в час и восемь малых помп. Общая производительность всех водоотливных средств составляло до 1132 т воды в час.

Для освещения и внешней связи на крейсере устанавливалось четыре электрических прожектора системы Манжена. Все внутренние помещения крейсера освещались электрическим светом.

Рангоут

Рангоут крейсера состоял из одной стальной мачты круглого сечения, установленной на броневой палубе с двумя боевыми марсами и стеньгой. Диаметр мачты в основании составлял 1 метр, в топе — 0,75 метров. Вместо вант и штагов для укрепления мачты использована два контрфорса, расходившиеся от основания нижнего марса к бортам в сторону кормы .

История службы

Строительство корабля

«Хасидатэ» в достройке, идет установка орудия главного калибра. 1 января 1893 года

Крейсер «Хасидатэ» стал первым крупным боевым кораблем, построенным на японской верфи. Строительство велось на верфи в Йокосука под руководством французского конструктора Э. Бертена из материалов, доставляемых из Франции. Ввиду неопытности японской судостроительной промышленности того времени, строительство на стапеле продолжалось в течение трех лет, достройка на плаву — ещё три года. В июле 1889 года «Хасидатэ», ещё до спуска на воду, был зачислен в состав эскадры военно-морской базы Йокосука. 24 марта 1891 года корабль под названием «Хасидатэ-кан» был торжественно спущен на воду в присутствии императора Японии, прибывшего из Токио на специальном поезде .

В 1893 году, после установки артиллерии, начато проведение ходовых испытаний. При выходе машин на максимальную мощность начались отказы котельной установки. С конца 1893 года до начала 1894 года ненадежные топки системы Фокса заменили топками системы Пурве. Испытания по укороченной программе и с заниженными требованиями по скорости. 26 июня 1894 года, за месяц до начала войны с Китаем, крейсер «Хасидатэ» был принят в состав Японского Императорского флота, несмотря на серьёзные дефекты в котельной установке (один из шести котлов во время испытаний вышел из строя и восстановить его до начала боевых действий не удалось).

Японо-китайская война

С началом японо-китайской войны «Хасидатэ» вошел в состав отряда отряда главных сил под командованием вице-адмирала Ито Сукэюки. 17 сентября 1894 года «Хасидатэ» принял участие в Сражении у реки Ялу. В начале боя «Хасидатэ» шел четвёртым в кильватерной колоне главных сил японского флота, после «Мацусима», «Чиода» и «Ицукусима». За время сражения орудие главного калибра крейсера смогло произвести всего четыре выстрела, ни разу не попав по кораблям противника. После выхода из строя крейсера «Мацусима» на «Хасидатэ» перешел командующий вице-адмирала Ито Сукэюки. Всего в ходе боя крейсер получил одиннадцать попаданий вражескими снарядами, в том числе три — 152-мм и восемь — мелкокалиберными . Потери экипажа составили трое убитых (в том числе два офицера), девять раненых.

Форт Хошан (Хошанг) после захвата японцами

После сражения у реки Ялу «Хасидатэ», до возвращения в строй строй крейсера «Мацусима», оставался флагманским кораблем командующего Объединенного флота вице-адмирала Ито Сукэюки приняв участие в конвоировании транспортов с японскими войсками, перебрасываемыми в Китай и осаде Порт-Артура. 6 ноября 1894 года «Хасидатэ» во главе японского флота вошел в залив Талиенван для содействия японским войскам, штурмующим Цзиньчжоу, однако из-за опасения подрыва на минах корабли к берегу не приблизились. 7 ноября, после проведения траления, канонерские лодки и крейсер «Хасидатэ» вновь вошли в залив и в 10:00 начали обстрел форта Хошан (Хошанг), прикрывающего Талиенван. Однако скоро выяснилось, что китайский гарнизон Талиенвана бежал и порт был захвачен без боя .

В ходе осады Вэйхайвэя «Хасидатэ» 30 января 1895 года участвовал в обстреле фортов западного прохода в гавань Вэйхайвэй. 7 февраля «Хасидатэ» очередной раз обстреливал крепость. Утром 12 февраля, после прибытия к командующему японским флотом китайских парламентеров с предложением о сдачи крепости, «Хасидатэ», «Ицукусима» и корабли Летучего отряда («Ёсино» («Иосино»), «Такатихо», «Нанива» и «Акицусима») взяли под охрану выходы из гавани Вэйхайвэя.

Межвоенный период

Сразу после окончания войны был проведен ремонт котельной установки крейсера, однако достичь скорости выше 10 узлов, корабль так и не смог.

21 марта 1898 года «Хасидатэ» переклассифицирован в крейсер 2-го класса. В апреле 1900 года крейсер, находясь в составе эскадры военно-морской базы Йокосука, имея полный комплект команды, принимал участие в больших манёврах Императорского флота, действуя в составе Блокирующей эскадры .

Из-за плохого состояния котлов, в подавлении восстания ихэтуаней в 1900 году «Хасидатэ» участия не принимал.

С 25 февраля по 14 августа 1901 года «Хасидатэ» и «Ицукусима», выйдя из Йокосука, совершили учебный поход, посетив Манилу, Батавию (Джакарта), Гонконг, Чемульпхо (Инчхон), Пусан, Вонсан и Владивосток.

В 1902 году корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого бывшие шесть огнетрубных котлов заменили на восемь водотрубных котлов, разработанных японским вице-адмиралом Майбара, став таким образом, первым кораблем японского флота получившим котлы национальной разработки. На проведенных 20 октября 1902 года испытаниях крейсер смог развить максимальную скорость в 16 узлов, чего не удавалось со времени первых сдаточных испытаний. Также во время ремонта малокалиберная артиллерия крейсера была заменена на два 75-мм и 18 47-мм орудий. 120-мм орудия перераспределены между палубами: на батарейной палубе оставлено по три орудия на борт, по два орудия на борт перенесли уровнем выше.

В 1903 году крейсер «Хасидатэ», вместе с «Мацусима» и «Ицукусима», в составе 4-го учебного отряда, совершил шестимесячный учебный поход.

Русско-японская война

Перед началом русско-японской войны крейсер «Хасидатэ» вошёл в состав 5-го боевого отряда 3-й эскадры Соединённого флота. С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе в Корейском проливе, базируясь в порту Такесики на острове Цусима.

1 мая крейсер в составе отряда задействовался для конвоирования транспортов, перевозящих 2-ю японскую армию. С 5 мая по 13 мая крейсер прикрывал высадку войск 1-го отряда 2-й армии, а его шлюпки перевозили солдат с транспортов на берег до 31 мая. После высадки десанта крейсер, в составе всей 3-й эскадры Соединенного флота задействовался в блокаде Порт-Артура.

23 июня «Хасидатэ» в составе отряда участвовал в безрезультатной встрече Соединенного флота с кораблями русской эскадры, вышедшей из Порт-Артура.

9 июля, при выходе броненосца «Победа», крейсеров, канонерских лодок и миноносцев русской эскадры для обстрела японских позиций в бухте Лунвантан, «Хасидатэ» и «Ицукусима» в составе отряда участвовал в перестрелке с крейсером «Баян». Попаданий с обеих сторон не было.

10 августа «Хасидатэ», находившийся в дозоре, обнаружил выход русской эскадры из Порт-Артура и доложил командующему Соединенным флотом адмиралу Хэйхатиро Того о направлении движения русских кораблей. Затем, флагом младшего флагмана 3-й эскадры контр-адмирала Ямады Хикохати, возглавившего 5-й боевой отряд, принял участие в бою в Желтом море. В первой фазе боя «Хасидатэ», «Мацусима» и «Чин-Иен» вели наблюдение за русскими кораблями, находясь слева от них на дистанции, превышающей дальность стрельбы. Во второй фазе боя, уже после того как корабли русской эскадры начали отходить в Порт-Артур 5-й боевому отряду удалось приблизится к противнику и в 19:10 «Хасидатэ» открыл огонь правым бортом. Однако уже в 19:54, из-за увеличения расстояния стрельбу пришлось прекратить. Попаданий в «Хасидатэ» в ходе боя не было. После боя к исходу дня отряд вел наблюдение за русскими кораблями, возвращавшимися в Порт-Артур. Затем, вплоть до падения Порт-Артура, крейсер «Хасидатэ» принимал участие в блокаде крепости.

10 декабря крейсера «Хасидатэ» и «Ицукусима» оказали помощь подорвавшемуся на мине крейсеру «Акаси» и 12 декабря отконвоировали его в Дальний.

27 мая 1905 года в Цусимском сражении «Хасидатэ» действовал в составе 5-го боевого отряда, под флагом контр-адмирала К. Такетоми . После обнаружения вспомогательными крейсерами русской эскадры, выйдя со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима, отряд обнаружил противника около 08:00 и начал вести наблюдение. После начала боя главных сил 5-й отряд получил приказ атаковать арьергард русских сил, но из-за дымки потерял контакт и смог начать бой с русскими крейсерами только около 16:30-16:40. Крейсер «Хасидатэ» открыл огонь по крейсеру «Олег» в 16:55 минут с дистанции около 7000 метров. Около 17:30 5-й боевой отряд прекратил огонь, повернув в направлении своих главных сил. Около 18:30, следуя на северо-запад, в направлении главных сил, продолжавших бой с русской эскадрой, корабли 5-го отряда обнаружили не имеющие хода и горящие эскадренный броненосец «Суворов» и плавучую мастерскую (транспорт) «Камчатка». В 18:48 с дистанции около 4000 метров по «Суворову» и «Камчатке» был открыт огонь. Около 19:00 «Камчатка» затонула, после чего адмирал Катаока отдал приказ атаковать «Суворов» подошедшему 11-му отряду миноносцев. В 19:25 эскадренный броненосец «Суворов» затонул в 13 милях северо-восточнее острова Окиносима, после этого 5-й отряд прекратил бой и направился на север для соединения с главными силами. В ходе боя в крейсер «Хасидатэ» попало два снаряда, ранившие одного гардемарина и шесть матросов. 28 мая около 05:20 5-й отряд обнаружил шедший в направлении Владивостока отряд контр-адмирала Небогатова, немедленно доложив об этом своему командующему.

Обложка корабельного журнала «Хасидатэ» за июнь 1905 года

После Цусимского сражения, 30 мая, пополнив запасы, крейсер «Хасидатэ» в составе отряда продолжил дозорную службу в Корейском проливе. С 12 июня по 15 июня «Хасидатэ» обследовал острова Лианкур, высадив на них пять человек для устройства наблюдательного пункта.

14 июня все крейсера типа «Мацусима» вошли в сформированный 8-й боевой отряд 4-й эскадры, а с 19 июня отряд был передан в состав северной эскадры, предназначенной для захвата острова Сахалин.

4 июля «Хасидатэ» с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя первого десантного эшелона 13-й пехотной дивизии Харагути в направлении Сахалина.

Утром 7 июля объединенный десант с 6, 7, 8 и 9-го боевых отрядов, под командованием старшего офицера «Хасидатэ» капитана 2-го ранга Митида, захватил плацдарм у деревни Мерея, после чего была начата высадка подразделении сухопутных войск. 23 июля «Хасидатэ» и 9-й отряд миноносцев произвели разведку и демонстрацию в заливе Де Кастри (залив Чихачёва) на западном берегу Татарского пролива, при этом миноносцы вошли в залив и обстреляли берег.

24 июля в районе севернее Арковской долины сводный десант 7, 8 и 9-го боевых отрядов под командованием старшего офицера «Хасидатэ» капитана 2-го ранга Митида захватил плацдарм, обеспечив высадку подразделений сухопутных войск в Аркова и Александровске. 31 августа «Мацусима», под флагом вице-адмирала Дэва Сигэто, «Хасидатэ» и «Окиносима» прибыли из Корсаковска в Александровск. 5 сентября военные действия были прекращены и уже 10 сентября «Хасидатэ» под флагом контр-адмирала Такэтома Куниканэ убыл в Йокосука для ремонта. 20 октября «Хасидатэ» прибыл в Иокогама для участия в Императорском смотре флота, состоявшемся 23 октября 1905 года.

Завершение службы

После окончания русско-японской войны c 1906 года крейсер «Хасидатэ» вновь стал использоваться в качестве учебного корабля, совершив в 1906 и 1907 годах заграничные плаванья с курсантами на борту к берегам Юго-Восточной Азии и Австралии. В 1908 году корабль совершил очередной заграничный поход, посетив Гонконг (Сянаган), остров Пенанг (Пинанг), Цейлон (Шри-Ланка), Джакарту, Манилу и Тайвань. К 1909 году вооружение корабля состояло из одного 320-мм, шести 120-мм, шести 76-мм орудий и двух пулеметов. 76-мм пушки были установлены вместо 47-мм орудий, не достаточно эффективных для отражения атак миноносцев новых типов.

28 августа 1912 года «Хасидатэ» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса. 1 апреля 1922 года бывший крейсер исключили из списков флота, а в 1927 году разобрали на металлолом в Йокосуке.

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Хидака Сонодзё (Hidaka, Sonojo) — командовал кораблем с 23 июня 1894 года по 18 мая 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Такэхито Арисугава (Arisugawa Takehito) — командовал кораблем с 18 мая 1895 года по 25 июля 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Арима Синъити (Arima, Shinichi) — командовал кораблем с 25 июля 1895 года по 27 декабря 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Катаока, Ситиро (Kataoka, Shichiro) — командовал кораблем с 27 декабря 1895 года по 5 ноября 1896 год.
  • капитан 1-го ранга Камимура Сонодзё (Kamimura, Shonojo) — командовал кораблем с 1 июня 1897 года по 1 сентября 1898 года.
  • капитан 1-го ранга Огура Бёитиро (Ogura, Byoichiro) — командовал кораблем с 1 сентября 1898 года по 1 мая 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (Sakurai, Kikunozo) — командовал кораблем с 1 мая 1899 года по 20 мая 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Насиба Токиоки (Nashiba, Tokioki) — командовал кораблем с 24 мая 1899 года по 20 мая 1900 года.
  • капитан 1-го ранга Мияока Наоки (Miyaoka, Naoki) — командовал кораблем с 6 ноября 1900 года по 30 августа 1901 года.
  • капитан 1-го ранга Идэ Ринроку (Ide, Rinroku) — командовал кораблем с 6 октября 1902 года по 11 сентября 1903 года.
  • капитан 1-го ранга Като Садакити (Kato, Sadakichi) — командовал кораблем с 10 октября 1903 года по 7 января 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Фукуи Масаёси (Fukui, Masayoshi) — командовал кораблем с 7 января 1905 года по 21 ноября 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Исибаси Хадзимэ (Ishibashi, Hajime) — командовал кораблем с 21 ноября 1905 года по 30 августа 1906 года.
  • капитан 1-го ранга Ямагата Бунзо (Yamagata, Bunzo) — командовал кораблем с 30 августа 1906 года по 5 августа 1907 года.
  • капитан 1-го ранга Нисияма Санэтика (Nishiyama, Sanechika) — командовал кораблем с 5 августа 1907 года по 28 августа 1908 года.
  • капитан 1-го ранга Ямагити Кудзиро (Yamaguchi, Kujuro) — командовал кораблем с 25 сентября 1908 года по 10 декабря 1908 года.
  • капитан 1-го ранга Акияма Санэюки (Akiyama, Saneyuki) — командовал кораблем с 1 декабря 1909 года по 9 апреля 1910 года.
  • капитан 1-го ранга Фунакоси Кадзисиро (Funakoshi, Kajishiro) — командовал кораблем с 1 декабря 1910 года по 1 декабря 1911 года.
  • капитан 1-го ранга Ниномэ Мицудзо (Nunome, Mitsuzo) — командовал кораблем с 1 декабря 1911 года по 1 декабря 1912 года.
  • капитан 1-го ранга Ёсиока Хансаку (Yoshioka, Hansaku) — командовал кораблем с 1 декабря 1912 года по 23 августа 1914 года.
  • капитан 1-го ранга Масаки Ёситомо (Masaki, Yoshimoto) — командовал кораблем с 1 декабря 1914 года по 22 апреля 1915 года.
  • капитан 2-го ранга Инуцука Сукэдзиро (Inutsuka, Sukejiro) — исполнял обязанности командира корабля с 22 апреля 1915 года по 13 сентября 1915 года.
  • капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 1 апреля 1916 года) Оиси Сёкити (Oishi, Shokichi)— исполнял обязанности командира корабля с 13 сентября 1915 года по 1 апреля 1916 года, командир корабля — с 1 апреля по 4 апреля 1916 года.
  • капитан 1-го ранга Окада Мицуёси (Okada, Mitsuyoshi) — командовал кораблем с 4 апреля 1916 года по 1 декабря 1918 года.
  • капитан 1-го ранга Мураками Синкити (Murakami, Shinkichi) — командовал кораблем с 1 декабря 1918 года по 20 ноября 1919 года.
  • капитан 1-го ранга Масуда Коити (Masuda, Koichi) — командовал кораблем с 20 ноября 1919 года по 12 ноября 1920 года.

Модели крейсера «Хасидатэ»

В масштабе 1:700 пластиковая модель-копия крейсера «Хасидатэ» производятся японской фирмой Seals Models.

Для любителей настольных военных игр литая из эпоксидной смолы фигурка крейсера «Хасидатэ» производится фирмой из США Panzerschiffe в масштабе 1:2400.

Галерея

  • Рисунок крейсера «Хасидатэ» из справочника T.Jane All the world’s Fighting Ships. London — 1900

  • Крейсер «Хасидатэ» в 1908 году в Куре

  • Крейсер «Хасидатэ» в 1916 году в Йокосука