Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Lockheed F-80 Shooting Star

Локхид F-80 «Шутинг стар» («Метеор») (англ. Lockheed F-80 Shooting Star) — первый американский серийный реактивный истребитель.

Общие сведения

F-80 стал первым по-настоящему боевым реактивным самолётом, поступившим на вооружение ВВС США. Он, как и британский Gloster Meteor, имел традиционный на тот момент дизайн и простую конструкцию, что позволило ему стать настоящей рабочей лошадкой американской тактической истребительно-бомбардировочной авиации и оставаться в этой роли в течение пяти лет после окончания Второй мировой войны. Работы над прототипом начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Хэвилленд H-1 (Havilland H-1).

Самолёт был закончен через 143 дня после начала работ и совершил свой первый полёт 9 января 1944 года. В апреле 1945 года два самолёта были направлены в Англию, где они вошли в состав 8-й воздушной армии, и ещё два прибыли в Италию, но ни один из них не принял активного участия в боевых действиях в Европе. Первые серийные F-80 поступили в ВВС США в конце 1945 года в 412-ю истребительную группу, которая вскоре была переименована в 1-ю Истребительную группу и включала в себя 27-ю, 71-ю и 94-ю истребительные эскадрильи. 12 июля 1948 года 16 Локхид F-80A были направлены для усиления европейской группировки, вследствие блокады советскими войсками Западного Берлина.

За F-80A последовали F-80B и затем F-80C, и именно этот вариант стал самым распространённым. F-80C широко использовался как истребитель-бомбардировщик во время войны в Корее. Только за первые четыре месяца эти самолёты совершили 15 000 боевых вылетов. Пилоты считали этот самолёт идеальным для атак с бреющего полёта, но F-80 не был способен бороться на равных с северокорейскими поршневыми Яками в силу своей ограниченной манёвренности. Кроме того, эти машины не были оборудованы для того, чтобы нести более мощное вооружение для атаки наземных целей. Но, несмотря на свои слабости, F-80 удалось записать на свой счёт несколько побед над северокорейскими самолётами.

1 ноября 1950 года произошла встреча звеньев МиГ-15 и F-80C. При этом атакой со стороны солнца летчик Семён Хоминых сбил один Shooting Star (пилот Фрэнк ВанСикл погиб). Это был предположительно первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. Трансзвуковой МиГ-15 со стреловидным крылом значительно превосходил F-80, поэтому начиная с декабря 1950 года им на смену стали поступать трансзвуковые F-86A «Сейбр». Кроме того в Корее использовались всепогодные перехватчики Lockheed F-94 Starfire, созданные на базе F-80A.

Согласно официальным данным США , за всё время эксплуатации F-80 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 18 самолётов противника (в том числе 4 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны (1950—1953), в течение 1950-1951 г.г. При этом было потеряно 371 F-80C и 28 RF-80, не считая потерь учебных T-33.

F-80C, кроме того, выпускались в варианте самолёта-разведчика. Всего с конвейера сошло 1718 F-80, многие из которых после завершения активной службы были переделаны в самолёты-мишени.

Учебная модель самолёта, T-33 Shooting Star, оставалась на вооружении ВВС и ВМС до 1970 года, а потом нашли применение в ВВС других стран. Некоторые самолёты попали в частные руки.

Аварии и катастрофы

За время эксплуатации было потеряно около 700 истребителей F-80 (из около 1700 построенных), причём больше половины было потеряно в результате боевых действий в Корее.

За время эксплуатации в ВВС Бразилии разбилось не менее 5 F-80.

За время эксплуатации в ВВС Эквадора разбилось не менее 5 F-80.

Экспорт

Снятые с вооружения в США, истребители F-80 Шутинг Стар поставлялись в страны Латинской Америки и ЮАР.

  • Бразилия — на вооружении ВВС Бразилии с 1958 по 1973 год стояло 33 истребителя F-80C Шутинг Стар;
  • Колумбия — на вооружении ВВС Колумбии с 1955 по 1966 год стояло 16 истребителей F-80C Шутинг Стар;
  • Перу — ВВС Перу получили 14 истребителей F-80C Шутинг Стар, из которых была сформирована 14-я истребительная эскадрилья;
  • Уругвай — В 1958 году дюжина F-80C поступила на вооружение 2-й истребительной эскадрильи ВВС Уругвая
  • Чили — 18 F-80C Шутинг Стар находится на вооружение ВВС Чили;
  • Эквадор — на вооружении ВВС Эквадора начиная с января 1958 года поступило 16 истребителей F-80C Шутинг Стар. Самолёты получила тактическая эскадрилья № 14.

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики модификации F-80A. Источник данных: Francillon, 1987, p. 254; Loftin, 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 10,52 м
  • Размах крыла: 11,85 м (без ПТБ на законцовках)
  • Высота: 3,45 м
  • Площадь крыла: 22,07 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6,37
  • Масса пустого: 3592 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5307 кг
  • Максимальная взлётная масса: 6350 кг
  • Объём топливных баков: 1835 л
  • Силовая установка: 1 × ТРД General Electric J33-GE-11
  • Тяга: 1 × 1746 кгс (17,12 кН)
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0134
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,30 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • у земли: 898 км/ч (М=0,73)
    • на высоте: 818 км/ч (М=0,75) на высоте 9144 м
  • Крейсерская скорость: 660 км/ч
  • Практическая дальность: 1255 км
  • Перегоночная дальность: 2320 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 13 715 м
  • Скороподъёмность: 23,3 м/с
  • Время набора высоты: 6096 м за 5,5 мин
  • Нагрузка на крыло: 240,4 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,34
  • Аэродинамическое качество: 17,7
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов Colt Browning M2/M3 с боекомплектом 300 патр. на ствол
  • Точки подвески: 4
  • Неуправляемые ракеты: 8 × 127 мм ракет HVAR
  • Бомбы: 2 × до 454 кг бомбы