Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Ноблесснер

13.01.2022

«Ноблесснер» («Нобель & Лесснер») — судостроительная компания, образованная в 1912 году в Ревеле, Российская Империя как совместное предприятие машиностроительного завода «Л. Нобель» и компании Густава Лесснера. Располагалось на улице Тёэстузе, на берегу Таллинского залива. В 1914—1917 годах компания построила несколько подводных лодок типа «Барс». В 1916 году завод был переименован в «Петровскую верфь». После обретения Эстонией независимости завод продолжил работу по судостроительному профилю, в советское время был судоремонтным заводом № 7, в XXI веке завод обанкротился, на его месте в исторических корпусах под именем «Ноблесснер» оборудовано городское пространство, возводится одноимённый жилой квартал.

Предпосылки создания компании

В 1911 году на Отделении Балтийского завода в Николаеве было начато строительство больших мореходных подводных лодок типа «Морж» по проекту И. Г. Бубнова. Однако, их строительство ограничилось тремя кораблями для Черноморского флота, и, в связи с отсутствием новых заказов на подводные лодки, Бубнов покинул Балтийский завод. Завод Лесснера в этот период времени занимался производством вооружения для подводных лодок, а завод «Л. Нобель» был ведущим предприятием по производству дизельных двигателей. В 1911 году в Ревеле было образовано Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество, в связи с чем в городе началось активное промышленное строительство.

История

«Гепард» и «Вепрь» в Ревеле на недостроенном заводе «Ноблесснер», 1915 год

В 1912 году фирма Лесснера, имевшая уже два завода в Санкт-Петербурге, объединилась с концерном «Л. Нобель», ведущим российским производителем стационарных и судовых дизельных двигателей марки «Русский дизель» для создания акционерного общества «Ноблесснер» специально для строительства подводных лодок. Инициаторами создания стали директор завода Лесснера М. С. Плотников и сын Людвига Нобеля Э. Л. Нобель, финансовую поддержку оказывал Учётно-ссудный банк.

В марте 1912 года Морской генеральный штаб объявил конкурс проектов для строительства крупной серии подводных лодок большого водоизмещения и выдал техническое задание на проектирование Балтийскому заводу и только что созданному акционерному обществу «Ноблесснер», выступившему с идеей постройки в Ревеле нового специализрованного завода для строительства подводных лодок. 2 августа 1912 состоялся конкурс: Балтийский завод представил немного переработанный под руководством В. Т. Струнникова бубновский проект, а «Ноблесснер», нанявший И. Г. Бубнова, внёс в проект «Морж» достаточно улучшений для того, чтобы выиграть контракт, ставший известным как тип «Барс». Предполагалось строительство серии из двенадцати лодок для Балтийского флота и шести для Сибирской флотилии, при этом контракт сразу же был разделён — восемь балтийских и четыре сибирских подводных лодки должен был построить «Ноблесснер», а четыре и две соответственно — Балтийский завод.

В октябре 1912 года в Ревеле был куплен участок земли для строительства завода, весной 1914 года были готовы стапели. В попытке избежать срыва контрактных сроков почти все корпуса подводных лодок были построены в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях, после чего в готовом виде перевозились в Ревель на «Ноблесснер» для достройки. Часть лодок и вовсе была передана целиком для строительства на Балтийский завод.

Все 12 лодок, законтрактованных «Ноблесснеру» были заложены 3 июля 1914 года, из них четыре — на Адмиралтейском заводе, четыре переданы Балтийскому заводу, четыре — с самого начала строились непосредственно на «Ноблесснере». В 1915—1916 годах на «Ноблесснере» проходили переоборудование две первых подводных лодки типа «Барс», построенные на Балтийском заводе — «Гепард» и «Вепрь». Глубокие ниши палубных торпедных аппаратов оказались непригодными для условий Балтики, и их заделали, подняв торпедные аппараты на палубу.

Результат выполнения контракта

На «Ноблесснере» были построены подводные лодки:

  • «Тигр» — заложен на Адмиралтейском заводе
  • «Львица» — заложена на Адмиралтейском заводе
  • «Пантера» — заложена на Адмиралтейском заводе
  • «Рысь»
  • «Кугуар» — заложен на Адмиралтейском заводе
  • «Леопард»
  • «Тур»
  • «Ягуар»

Отданы Балтийскому заводу:

  • «Угорь»
  • «Ёрш» — переоборудован в подводный минный заградитель
  • «Форель» — не была достроена
  • «Язь» — не был достроен

Дальнейшая история завода

В 1916 году завод был переименован в «Петровскую верфь» и получил контракт на строительство следующей серии из двадцати подводных лодок по новому проекту. Впоследствии строительство было отменено. После провозглашения вследствие Октябрьской революции 24 февраля 1918 г. Эстонской республики в начале двадцатых годов прошлого века из материалов, заготовленных для строительства подводных лодок, были построены первые в Эстонии стальные торговые суда, моторные парусники «Ляэнемаа», «Харьюмаа» и «Вирумаа».

История переименования завода:

  • 1912: АО «Ноблесснер»
  • 1914: АО «Петровская верфь»
  • 1918: Петровская верфь
  • 1940: Таллинская судоремонтная верфь ВМФ СССР
  • 1941: Ferdinand Schichau
  • 1944: Таллинский морской завод ВМФ СССР
  • 1951: Морской завод № 7 ВМФ СССР
  • 1968: 7-й судоремонтный завод ВМФ СССР
  • 1992: 7-й судоремонтный завод ВМФ РФ
  • 1993: AS «Таллиннский морской завод Эстонского морского пароходства»
  • 1994: AS «Tallinna Meretehas (Таллинский морской завод)»
  • 2000: BLRT Grupp, Tallinna Meretehas AS