Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Билл, Макс

Макс Билл (нем. Max Bill; 22 декабря 1908, Винтертур — 9 декабря 1994, Берлин) — швейцарский художник, архитектор и дизайнер, представитель цюрихской школы конкретного искусства.

Краткая биография

В 1924—1927 годах Макс Билл учился ювелирному делу и специализировался на украшениях из серебра. В возрасте 17 лет, в 1925 году он был приглашен на парижскую Международную выставку декоративного искусства, где познакомился с произведениями Ле Корбюзье, К. С. Мельникова и Йозефа Гофмана. В 1924—1928 годах Макс Билл продолжил своё обучение в Дессау, в школе Баухауса. В это время в школе преподавали Йозеф Альберс, Василий Кандинский, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь и другие мастера.

С 1929 года Макс Билл профессионально занят как архитектор. На протяжении всей своей биографии он работает как художник и график. Создает отдельные проекты как скульптор. С 1932 по 1937 год Билл является членом группы «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création) в Париже. В 1936 году, в каталоге выставки своих произведений он определяет своё искусства как «конкретное» и становится одним из виднейших представителей стиля конкретного искусства. Макс Билл позиционирует свои работы как соединение функционализма и концептуального подхода. С 1936 года он начинает публикует теоретические работы и в 1941 основывает издательство «Альянс» (Allianz-Verlag). С 1938 года Макс Билл — член Международного конгресса современной архитектуры.

В 1944—1945 годах художник начинает преподавать в цюрихской Академии прикладного искусства. В этот период он завязывает дружеские отношения с Жоржем Вантонгерло и Франтишком Купкой. В 1951—1956 годах Макс Билл — один из основателей и руководитель Высшей школы искусств в немецком Ульме. Также, как архитектор, он становится создателем здания Ульмской школы. Возглавляя Ульмскую школу Макс Билл развивает концепцию дизайна как идеальной формы. Фактически, считается создателем и идеологом Ульмской школы.

В 1957 году художник возвращается в Цюрих. В 1967—1974 годах он преподаёт в Высшей школе искусств в Гамбурге. В 1961—1964 годах Макс Билл был занят как архитектор швейцарской выставки Expo64 в Лозанне. Участник выставок современного искусства documenta I, II и III (в 1955, 1959 и 1964 годах соответственно) в Касселе.

По своим политическим убеждениям Макс Билл был известен как человек левых взглядов. Активный антифашист, противник социальной несправедливости. Выступал против холодной войны и войны во Вьетнаме. В 1950-е годы был активным сторонником защиты окружающей среды. В 1936 году он был взят под наблюдение швейцарской государственной полицией после того, как скрывал у себя преследовавшегося в нацистской Германии журналиста Альфреда Томаса. Альфред Томас швейцарскими властями в мае 1936 был выслан из этой страны; дальнейшая его судьба неизвестна. Макс Билл был приговорён за укрывательство к денежному штрафу. Тем не менее политические беженцы из фашистских Италии и Германии неоднократно и в дальнейшем обращались к нему за помощью.

В 1961—1968 году Макс Билл был членом цюрихского Городского совета, в 1967—1971 — депутатом швейцарского Национального совета (как беспартийный). Был награждён рядом премий на выставках и от художественных обществ и фондов Швейцарии, Германии, США, Японии, Италии и др. С 1964 года он — почётный член Американского института архитекторов. Был награждён командорским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Макс Билл неожиданно скончался 9 декабря 1994 года в берлинском аэропорту Тегель.

Работы и концепция дизайна

Макс Билл считается одним из создателей модульной системы в предметном дизайне. Одной из известных работ в данной сфере является так называемая «Ульмская стойка» («Ulmer Hocker»). Основа ее концепции - формирование идеальной формы, которая может обладать широкой функцией. В своей работе 1955 года он напрямую говорит о том, что форма есть стремление к идеальному состоянию. Искусствовед Екатерина Васильева по этому поводу замечает: "У Билла категория идеального, положенного в основу вещи, близка метематическому концепту". Эта стратегия дизайна использовалась Максом Биллом и в других его проектах - например, при создании часов для фирмы Junghan. Многие работы Макса Билла выпускаются до сих пор.