Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Сядь за руль моей машины

02.08.2022

«Сядь за руль моей машины» (яп. ドライブ・マイ・カー) — японский художественный фильм режиссёра Рюсукэ Хамагути, экранизация рассказа Харуки Мураками. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале 2021 года, где картина получила приз за лучший сценарий.

Сюжет

Главный герой — театральный режиссёр Юсукэ Кафуку. Он любит пьесу Чехова «Дядя Ваня» и знает её наизусть. Ото Кафуку, жена главного героя, диктует ему сценарии произведений после того, как они занимаются сексом, а он их записывает. Через некоторое время Ото знакомит Юсукэ со своим коллегой, молодым актёром Такацуки Кодзи. Однажды Юсукэ отправляется на конференцию, но его полёт отменяют, и он застаёт жену занимающейся сексом с молодым любовником, после чего отправляется в отель, не выдав своего присутствия. В один из вечеров Ото говорит, что хочет поговорить с Юсукэ вечером, но, вернувшись с работы, он находит Ото бездыханной: она умерла от мозгового кровоизлияния.

Через два года Юсукэ приглашают поставить «Дядю Ваню» на театральном фестивале в Хиросиме, и дают водителя, молчаливую девушку в кепке, Мисаки Ватари. Между ними постепенно возникают искренние, доверительные отношения, Мисаки рассказывает ему о том, что родилась в деревне на Хоккайдо и научилась хорошо водить из-за того, что за неаккуратное вождение её била мать, а также о том, что мать умерла, когда их дом раздавил оползень. Юсукэ проводит прослушивание и берёт в пьесу актёров, играющих на разных языках, в том числе корейском жестовом языке, а Такацуки получает роль Дяди Вани, несмотря на свою молодость.

Такацуки приглашает Юсукэ в бар, где несколько раз агрессивно ведёт себя с другими посетителями, а затем садится в машину Юсукэ, и Мисаки подвозит его до отеля. Всю поездку они обсуждают Ото. Такацуки рассказывает Юсукэ окончание последнего сценария Ото. Юсукэ сообщает, что не говорил жене о том, что знает о её многочисленных изменах, потому что боялся её потерять. И о том, как они потеряли 4х летнюю дочь, которой сейчас было бы 23 (возраст Мисаки).

На одной из следующих репетиций Такацуки арестовывает полиция: в тот день, когда он был в баре, он избил мужчину, который затем умер. Продюсеры спектакля уговаривают Юсукэ сыграть Дядю Ваню. Он отправляется вместе с Мисаки на её родину, чтобы обдумать свои действия.

На Хоккайдо Мисаки признаётся, что не стала спасать свою мать во время оползня, хотя у неё было на это время. Юсукэ в ответ признаётся, что специально сильно опоздал с работы, боясь скандала. После этого они возвращаются в Хиросиму и Юсукэ играет Дядю Ваню, публика принимает спектакль овацией.

Последняя сцена фильма — Мисаки, переехавшая в Южную Корею, покупает продукты в супермаркете, и садится в машину той же марки, как у Юсукэ, где сидит собака.

В ролях

  • Хидэтоси Нисидзима — Юсукэ Кафуку
  • Токо Миура — Мисаки Ватари
  • Масаки Отари — Кодзи Такацуки
  • Рэйка Кирисима — Ото Кафуку
  • Сатоко Абэ — Юхара

Производство и премьера

Литературной основой сценария стал рассказ Харуки Мураками из сборника «Мужчины без женщин».

Фильм был впервые показан на кинофестивале в Каннах в июле 2021 года в рамках основной программы.

Отзывы и оценки

Фильм стал победителем голосования жюри Screen International. По словам Лизы Ниссельсон из Screen Daily, «Сядь за руль моей машины» — картина «явно не для широкой публики», отличающаяся, впрочем, привлекательными персонажами, хорошо проработанным сюжетом и качественной музыкой. Стивен Далтон из The Hollywood Reporter отметил очень медленный темп развития сюжета и тяжеловесность картины, которые отчасти уравновешиваются поэтичностью сюжета и добротностью режиссуры. Российский критик Антон Долин охарактеризовал «Сядь за руль моей машины» как «по-чеховски тонкую и неординарную картину, продолжающую удивлять до последнего кадра». Андрей Плахов сравнивает фильм со спектаклем «Три сестры» в постановке Тимофея Кулябина, «герои которого общаются на жестовом языке и фатально не слышат друг друга. Здесь всё наоборот: языковой вавилон оказывается апофеозом неожиданной близости, спасением от разобщённости и одиночества».

Согласно агрегатору Rotten Tomatoes, 98 % отзывов критиков на фильм были положительными (из 104 рецензий). Согласно агрегатору Metacritic, фильм получил от критиков среднюю оценку 9 из 10 (на основе 35 рецензий). Несколько десятков изданий включили его в свои списки лучших фильмов года, а Los Angeles Times, The New York Times и The Wall Street Journal назвали его лучшим фильмом года. По включениям в списки лучших за год фильм уступил только картине «Власть пса».

Награды

  • 2021 — Каннский кинофестиваль:
    • Лучший сценарий (Рюсукэ Хамагути);
    • Приз ФИПРЕССИ;
    • Приз экуменического (христианского) жюри.
  • 2021 — Призы Национального общества кинокритиков США:
    • Лучший фильм;
    • Лучший режиссёр (Рюсукэ Хамагути);
    • Лучший сценарий (Рюсукэ Хамагути);
    • Лучший актёр (Хидэтоси Нисидзима).
  • 2022 — Премия «Золотой глобус» — Лучший фильм на иностранном языке.
  • 2022 — Премия BAFTA — Лучший неанглоязычный фильм.
  • 2022 — Премия «Оскар» 2022 — Лучший иностранный художественный фильм