Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Федеральная грузовая компания

19.07.2022

АО «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») — оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. Полное именование — Акционерное общество «Федеральная грузовая компания». Краткое именование — АО «ФГК». Центральный офис расположен в Екатеринбурге.

До 13 ноября 2012 года компания именовалась — ОАО «Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК»).

По состоянию на август 2021 года парк грузовых вагонов насчитывает 134,1 тыс. единиц, по этому показателю компания находится на первом месте в России.

История

В 2010 году в России стартовала реформа вагонного хозяйства с целью создания рыночной конкурентной среды между собственниками и операторами вагонного парка, установления прозрачных механизмов ценообразования на услуги по перевозке грузов. ОАО «ВГК» образовано в ходе реформирования ОАО «Российские железные дороги» как универсальный общесетевой оператор грузового подвижного состава. Решение о создании дочернего общества в сфере грузовых перевозок было принято советом директоров ОАО «РЖД» 26 августа 2010 года.

24 сентября 2010 года компания с уставным капиталом 46,4 млрд рублей была зарегистрирована в Екатеринбурге, по настоянию губернатора области Александра Мишарина. Одним из условий регистрации ОАО «ВГК» в регионе было внесение в октябре 2010 года Свердловской областной думой изменений в положения регионального закона «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций», предполагающих освобождение от уплаты налога на имущество сроком на три года предприятиям, которые ввели в эксплуатацию железнодорожные вагоны в 2010 году.

1 октября 2010 года ОАО «ВГК» начало хозяйственную деятельность. С середины февраля 2011 года начата операционная деятельность компании.

В марте 2011 года ВГК вступила в НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава».

13 ноября 2012 года состоялась государственная регистрация изменений в устав Общества, в соответствии с которыми новым фирменным наименованием ОАО «ВГК» является — открытое акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК»).

В 2016 году Компания начала реализацию программы комплексного транспортного обслуживания промышленных предприятий. Оказывая услуги КТО, Компания повышает эффективность работы промышленных предприятий на полигонах Московской, Октябрьской, Северной, Северо-Кавказской, Свердловской, Юго-Восточной, Южно-Уральской железных дорог. В 2017-2020 гг на объектах КТО погружено 681 тыс. вагонов. В 2020 году погружено 279 540 вагонов, рост к 2019 году составил 15%. Благодаря развитию проекта, на площадках создано свыше 300 рабочих мест. В 2020 году в рамках развития КТО Компания начала предоставлять услуги локомотивной тяги собственными тепловозами, что также содействует улучшению бизнес-процессов клиентов.

В 2020 году АО «ФГК» запустило новую услугу по ускоренной доставке грузов в рамках сервиса «Грузовой экспресс», а также апробировало новую технологию контрейлерных перевозок с использованием погрузочной корзины. В этом же году осуществлена первая контрейлерная перевозка по маршруту: Сосногорск–Воркута–Сосногорск. На Забайкальской железной дороге, начиная с сентября 2020 года, внедрена новая технология по перевозке угля в Китай в контейнерах open top. АО «ФГК» выступает оператором перевозки.

Подвижной состав

Уставный капитал компании был полностью сформирован в течение одного года (к 24 сентября 2011 года). ОАО «РЖД» передало в ВГК 156 400 собственных вагонов, а также 23 700 вагонов, находящихся на момент формирования компании в лизинге у РЖД (на условиях договора сублизинга). Общий объём вагонного парка ВГК в 2012 году составлял 180 142 единицы. Существенное сокращение числа старых полувагонов произошло в 2016 году после запрета продлевать срок их эксплуатации, введённого в России в 2016 году.

В 2017 году общий вагонный парк АО «ФГК» насчитывает 162,2 тыс. единиц подвижного состава. В том числе полувагоны — 122,8 тыс. ед. (наиболее востребованный в РФ вид подвижного состава); крытые вагоны — 14,4 тыс. ед.; платформы — 9 тыс. ед.; цистерны — 16 тыс. ед. Ввиду досрочного расторжения арендного соглашения с 1 ноября 2017 года ФГК возвращает из аренды дочерней структуре Уралвагонзавода, компании «УВЗ-логистик», 27,2 тыс. полувагонов. Данное обстоятельство сократило возможности ФГК по обслуживанию грузоперевозок. После этой потери у ФГК осталось около 90 тыс. полувагонов, что является наивысшим показателем среди грузовых компаний России.

В 2017 году ФГК купила около 22 тыс. вагонов, включая 19,5 тыс. обычных и инновационных полувагонов. Списание составило 7 тыс. полувагонов. В 2018 году Федеральная грузовая компания провела экспериментальную перевозку зерна в 184 полувагонах с использованием специального продовольственного вкладыша. Эксперимент был признан в РЖД удачным и рекомендован к распространению на сети РЖД.

В мае 2020 года в первый рейс из Москвы в Новосибирск отправилась новая контрейлерная платформа ФГК с инновационным средством крепления многооборотным (СКМ) для погрузки, перевозки и разгрузки полуприцепов без тягача, которое разработал по заказу компании ВНИИЖТ. Данная технология не требует использования равновысокой боковой или торцевой платформы на станциях отправления и назначения.

ФГК как один из крупнейших игроков на рынке операторов грузоперевозок находится под особым контролем Федеральной антимонопольной службы.

По состоянию на август 2021 года в парке компании - 134,1 тыс. грузовых вагонов, в том числе 112,7 тыс. полувагонов и 10,3 тыс. универсальных платформ.

Деятельность

АО «ФГК» предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов. Осуществляет как повагонные, так и маршрутные отправки по всей России.

Основная масса перевозимых Компанией грузов предназначена для нужд топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, строительной, металлургической, сельскохозяйственной и других ключевых отраслей российской экономики. За 10 лет существования АО «ФГК» в вагонах оператора перевезено 1,5 млрд т грузов.

Планируя работу своего парка, Компания учитывает потребности в перевозках грузов, необходимых для реализации важнейших инфраструктурных проектов страны. За свою историю АО «ФГК» приняло активное участие в проектах по обустройству нефтегазовых месторождений, строительству и поддержанию инфраструктуры трубопроводного транспорта и ЖКХ, модернизации БАМа и Транссиба, строительству федеральных автомобильных трасс и крупных спортивных объектов, в том числе объектов сочинской Олимпиады и Чемпионата мира по футболу.

По результатам за 2020 год объем погрузки составил 121,7 млн тонн, общий грузооборот вагонов компании - более 267 млрд ткм.

АО «ФГК» развивает услуги комплексного транспортного обслуживания — на конец 2020 года на территории России функционировали 11 производственных площадок, на 3 участках с 2020 года предоставляются услуги локомотивной тяги собственными тепловозами (в парке Компании - 4 маневровых тепловоза).

Структура

Открыты 15 филиалов и агентств транспортного обслуживания на всем полигоне российских железных дорог. Представительства АО «ФГК» имеются в Москве, в Республике Казахстан.

Собственники и руководство

Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций АО «ФГК» является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Акционерному обществу «РЖД Управление активами» (до смены наименования 26.06.2020 — акционерное общество «КРП-инвест») принадлежит одна обыкновенная акция компании.

Генеральный директор — Виктор Казимирович Воронович.

Критика

В докладе о состоянии конкуренции в России за 2016 год глава ФАС Игорь Артемьев сообщал о жалобах ряда грузоотправителей на высокие ставки ФГК на услуги по предоставлению грузовых вагонов. В адрес Федеральной грузовой компании звучала критика в связи с непредоставлением вагонов и полувагонов грузоотправителям для перевозок по действующим рыночным ставкам и отказом от заключения долгосрочных контрактов, что влечёт за собой срыв обязательств грузоотправителей по доставке продукции потребителям. Критиковалась компания и за нежелание перевозить своим парком низкодоходные грузы и мелкие партии грузов. Большое число жалоб об этом направлялись как в ФГК, так и в Правительство России. Реагируя на критику, генеральный директор ФГК Алексей Тайчер пояснял, что ставки операторов в 2017 году в целом переживают рост в связи с изменением баланса парка полувагонов на сети РЖД (дефицит от 30 до 55 тыс. полувагонов), а «ценовое предложение ФГК является одним из самых привлекательных на рынке, вследствие чего спрос на их услуги превышает предложение в полтора-два раза». Большое количество полувагонов ФГК задействовано на перевозке угля из Кузбасса в порты Балтики и Дальнего Востока. Вагонами-зерновозами компания не располагает. С 2015 года под эгидой РЖД действует Электронная торговая площадка (ЭТП), где грузовладельцы могут оставить заявку на перевозку, а операторы подвижного состава — ознакомиться с имеющимся спросом на перевозки. Информация ЭТП не обязывает к выполнению перевозки, и ввиду объективного дефицита вагонов заявки могут долго оставаться без удовлетворения. В среднем время формирования ответа на запросы клиентов в ЭТП составляет 5 секунд. 90 % вагонного парка на площадку предоставляет ФГК, к 9 ноября 2017 года число заказанных у ФГК через ЭТП вагонов достигло 39 тыс.

После критики 2017 года ФГК, исполняя поручение президента Путина на аграрном на совещании в Воронеже, с мая 2018 года приступила к перевозкам зерна в полувагонах в составе грузовых экспрессов со сроком доставки до 3,4 суток.

В декабре 2021 дефицит вагонов создал риски прекращения работы расположенного в Татарстане поставщика железобетонных конструкций для нефтяных компаний.

По словам Президента Татарстана причиной дефицита является то, что крупнейшие собственники вагонов РЖД и ФГК не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством.