Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Новосибирский цирк

Новосибирский государственный цирк — цирк города Новосибирска, современное здание которого построено в 1971 году. Однако история цирка начинается ещё в 1899 году, когда в Новониколаевском посёлке начали появляться первые цирковые балаганы. В период с 1904 года в городе строилось множество цирковых зданий, они сменяли друг друга, притом временами в городе имелось сразу по несколько цирков. В 1931 году Новосибирский цирк стал государственным.

Зрительный зал современного здания рассчитан на 2300 мест.

История

  • 1899 год — на базарных площадях Новониколаевского посёлка появились первые цирковые балаганы.
  • 1904—1929 гг. — строительство и работа большого числа цирковых каркасно-засыпных зданий, представляющих собой деревянные шатровые круглые сооружения.
  • 1931 год — учреждение государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ), в результате Новосибирский цирк стал государственным.
  • 1936/1937 год — строительство и начало работы шапито на улице Ленина, известного не одному поколению новосибирцев.
  • 1971 год — основано современное стационарное здание цирка.
  • 2006 — на арене собрались 314 гармонистов, одновременно исполнивших попурри из народных песен[значимость факта?].

Исторические цирковые здания Новосибирска

Негосударственные цирки (1904—1929)

В 1904—1929 годах цирки принадлежали своим хозяевам и назывались в их честь.

  • Цирк А. Г. Коромыслова.
  • Цирк В. К. Янушевского.
  • Цирк Изако.
  • Цирк Стрепетова.
  • Цирк Злобина.
  • Цирк Ефимова.
  • Цирк Панкратова.
  • Цирк Вяльшина.
  • Цирк Юпатова.
  • Цирк Дротянкина.
  • Цирк Козырькова.

Государственные цирки:

  • Шапито на улице Ленина (время действия: 1936/1937 — 1970 года). Шапито не было стационарным, оно устанавливалось каждое лето.
  • Новосибирский государственный цирк на улице Челюскинцев (время действия: 1971 год — настоящее время).

Архитектура современного здания

Современное здание цирка было спроектировано в Московском институте «Гипротеатр» архитекторами Саломеей Максимовной Гельфер, Георгием Васильевичем Напреенко и конструктором В. Корниловым. Архитектурный проект здания имеет некоторые особенности, которые были также применены при строительстве сооружений во многих других городах. К таким особенностям можно отнести покрытие цирка из оболочки — гиперболического параболоида вместо традиционного купола, сплошное остекление помещений вестибюля, фойе, кулуаров. Манеж смещён в сторону выхода артистов, что позволило увеличить число мест прямой видимости до 75 процентов. Зал отличается удобностью распределения зрителей по местам за счёт особым образом расположенных проходов и кольцевого обхода.

Однако проект имел и серьёзные недочёты, в частности, гиперболический параболоид по сравнению с традиционным куполом не способен нести значительную нагрузку, что необходимо, например, при выступлении воздушных гимнастов. В целом техническое состояние здания вызывало серьёзное опасение: при визуальном обследовании здания цирка установлено, что пол в фойе цирка имеет провалы, на колоннах и стенах здания есть трещины, некоторые из которых достигают ширины десяти сантиметров и протяженности несколько метров. В куполе цирка — очаги коррозии материалов кровли. Всё это свидетельствует о том, что несущие конструкции здания теряют свои свойства.

Здание цирка не заняло ведущего положения в застройке на пересечении главных транспортно-пешеходных магистралей города. Оно оказалось на «краю», выходя боковым фасадом на одну магистраль и главным фасадом на другую, пересекающую первую. При этом ось симметрии композиции сооружения не совпадает с осью симметрии композиции противостоящего здания, также значительного по масштабу. Из-за подобной непродуманности градостроительный комплекс не получился «выразительным», здание цирка осталось одиноким в рядовой застройке улицы Челюскинцев.

Невыразителен и «козырёк» цирка, не говоря уже о том, что это не часть конструктивного опорного кольца гипара покрытия цирка, а «подвешенная» к стене декоративная форма, имеющая в общей архитектурной композиции здания только «эстетическое» значение.

Здание цирка, к сожалению, не стало полифункциональным, ради чего и были задуманы его новые архитектурно-строительные формы.

Само здание цирка расположилось на одной линии с Вознесенским кафедральным собором, что также является интересным планировочным решением.