Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Ашкенази, Элиезер бен-Илия

Элиезер бен-Илия Ашкенази (1512—1585) — египетский талмудист, раввин, врач и учёный, распространявший в Европе своё философское учение, имевшее египетские корни. Учредил погребальное братство в Праге («хевра каддиша»).

Биография

Родился в 1512 году в семье, происходившей из Германии («ашкенази»). Сын некоего Илии («бен-Илия») и родственник Иосифа Колона. Образование получил y каббалиста Йосефа Тайтацака в Салониках, где был товарищем Моисея Алшеха и где изучал философию и физику.

Сначала он занял место раввина, вероятно, в Фустате (Египет), где благодаря учёности и богатству быстро получил известность.

Обстоятельства заставили его покинуть Египет и уехать на Кипр, где два года был раввином в Фамагусте. Отказавшись затем от должности, он отправился в путешествие: сначала в Венецию, однако ссора с раввинами Меиром Падуа и его сыном Иудой Каценеленбогеном заставила его переселиться в другой город. Будучи в Венеции, вынес решение, по которому можно понудить мужа дать развод, если он безнравственным поведением восстановил против себя жену. Это решение, по всей вероятности, и было причиной вражды к нему вышеупомянутых венецианских раввинов.

Переселившись в Прагу (1561), он стал первым раввином, подписавшим постановление об учреждении погребального братства. Покинув Богемию и направляясь дальше на Восток вплоть до Крыма, он вернулся в Италию не ранее 1570 года. В Кремоне издал сочинение «Josef Lekach» (комментарий на Эсфирь).

В 1874 году принял раввинский пост в Познани. Такие учёные, как Иосеф Каро, Моисей Иссерлес и Соломон Лурия, считали его равным себе; когда решения старых раввинов находились в противоречии со здравым смыслом, Ашкенази никогда не прибегал к софизмам для объяснения правильности их взглядов, как практиковалось особенно в Польше.

В 1584 году переселился в Краков. Существовал запрет роше-иешивот (глав академий) ученикам учреждать новые академии в близком расстоянии от их собственных, но Aшкенази отказался подчиниться требованию; в письме к Иосифу Гершон, краковскому «рош-иешиве», он указывает, что, хотя постановление польских раввинов и основано на авторитете Маймонида, оно, однако, не соответствует свободе учения в раввинской среде. В последовавшем ответе краковский раввин Иосиф Гершон подробно отстаивал точку зрения Маймонида.

Умер в Кракове 13 декабря 1585 года. Похоронен на Старом еврейском кладбище.

Учение

В несохранившемся суперкомментарии к Нахманиду, известном по цитатам, у Элиезера Aшкенази встречаются оригинальные мысли: он, например, утверждал, что рассказы Талмуда и Мидрашей принадлежат к области вымысла, написаны для нравственного назидания и поучения; то же самое можно сказать, продолжал он, и про материалы пророческих книг (Невиим), за исключением Пятикнижия и агиографов (Ктувим).

На вопрос, почему небесные светила при миросотворении были созданы в четвёртый день, отвечал, что до этого дня были вызваны к жизни существа, не одарённые зрением.

Порицал приёмы некоторых гомилетических комментаторов, которые во вступлении к объяснениям библейского или агадического текста предварительно указывали на несообразности в данном рассказе и, нагромождая, таким образом, вопросы на вопросы, старались толкованием сгладить все шероховатости. Ашкенази не одобрял этого метода, так как не все поставленные вопросы находили удовлетворительное разрешение в предложенном автором объяснении, так что слушатель или читатель часто сожалел, что y него возникли подобные вопросы.

Критика

Едва ли он повлиял на последующие поколения евреев, но сама его личность была необычайна для его эпохи. ЕЭБЕ называет его «последним из могикан наиболее блестящего периода в истории сефардов». В то время как в Германии и Польше запутанная диалектика Якова Поллака пользовалась успехом, когда в Египте и Палестине мистицизм Исаака Лурии стал смущать людей, Элиезер Ашкенази сохранил полную независимость мысли.

Йосеф Дельмедиго, применив к Aшкенази следующие стихи: «Ты привёз виноградную лозу из Египта, прогнал язычников и насадил её» (Пс. 79:9), отмечал, что Элиезер Aшкенази остался непонятым поляками.

Труды

  • «Josef Lekach» (Кремона, 1570?) — комментарий на Эсфирь, посвящённый Иосифу Наси, герцогу Наксосскому; сочинение выдержало много изданий.
  • «Maase ha-Schem» (первое изд. Венеция, 1583) — экзегетический и гомилетический комментарий к историческим частям Пятикнижия и на пасхальную агаду, выдержавший несколько изданий;
  • 8 «селихот», включенных в литургию богемских евреев;
  • «Токаха» (увещание), изданное сыном автора.

Его суперкомментарий к Нахманиду и критические заметки — до одной тысячи — к сочинению Иосефа Kapo «Бейт Иосеф» не сохранились.

Сын Ашкенази, Илия, издал сборник молитв «Zibche Schelamim» и написал элегию на смерть отца; элегия эта помещена на могильной плите Элиезера Aшкенази.