Новосибирский троллейбус — система троллейбусного транспорта в городе Новосибирске. Движение началось 6 ноября 1957 года.
История и общие сведения
Планы по пуску троллейбуса в Новосибирске рассматривались ещё в 1936 году. Однако из-за отсутствия свободных производственных мощностей пуск троллейбуса отложили на неопределённое время.
Пробная поездка состоялась 6 ноября 1957 года, накануне празднования 40-летия Октябрьской революции. На следующий день началось регулярное ежедневное движение по маршруту «Аэропорт — ул. Мостовая (автовокзал)». Первоначальное количество троллейбусов в городе составляло 10 единиц МТБ-82, а к 1958 году их количество возросло до 45.
В 1960 году общая протяжённость троллейбусных линий достигла 53 километра.
В октябре 1961 года начинается эксплуатация троллейбусов модели ЗиУ-5, поступивших из г. Энгельс.
22 декабря 1962 года открывается Кировское троллейбусное депо по ул. Сибиряков-Гвардейцев.
В 1972 году, на улицах города появляются 16 троллейбусов ЗиУ-9.
19 октября 1976 года открывается Заельцовское троллейбусное депо.
К концу 1977 года протяженность троллейбусных линий (177,1 км) стала, больше чем трамвайных (174,62 км).
С 1984 года в Новосибирске началась успешная эксплуатация троллейбусных поездов из двух машин ЗиУ-682, работающих по системе Владимира Веклича.
К 1984 году общая протяжённость троллейбусных линий превысила 238 километров. В городе в это время действовало 35 троллейбусных маршрутов, а парк составлял 331 троллейбус.
28 декабря 1988 года открывается Ленинское троллейбусное депо.
С 1992 года происходила ликвидация некоторых участков контактной сети. К 2006 году протяжённость троллейбусных линий составляла около 133 километров.
Общее количество машин сохраняется приблизительно на постоянном уровне, ни один сибирский город не сохранил такого количества подвижного состава этого вида электротранспорта.
В 2004 году доля троллейбусного транспорта в городских перевозках составляла 24 %, уступая только автобусам. Среди муниципального транспорта троллейбус занимал лидирующую позицию с долей 30%. В 2008 году доля троллейбуса в общегородских перевозках составила около 13 % (среди муниципального транспорта — 32 %, уступая только метрополитену), что объясняется главным образом ростом числа перевезённых частными автобусами пассажиров.
В 2011 году пассажиропоток составил 52,1 миллиона человек.
С 16 июля 2018 года начата реализация пилотного проекта сетевой поездки, в рамках которого пассажир, пересаживающийся в течение часа с любого троллейбуса или трамвая на другой троллейбус или трамвай (в том числе этого маршрута) получает скидку 100 % на вторую поездку. Также пассажир получает скидку 50 % на вторую поездку в случае пересадки с троллейбуса маршрутов 29 на метрополитен и обратно. Данный проект показал, что большинство пассажиров предпочитает пересадку на метро и далее троллейбусы едут пустыми. Для удобства пассажиров и сокращения дублирования часть подвижного состава маршрута № 29 переведена на созданный маршрут № 29К, который также был включён в программу.
С 15 декабря 2021 года стоимость проезда в новосибирском троллейбусе составляет 25 руб., по Единой транспортной карте — 24 руб., по картам школьника и студента — 12.5 руб.
Подвижной состав
- ЗиУ-682
- ЗиУ-6205
- ВМЗ-184
- ВМЗ-201
- ВМЗ-263
- ВМЗ-375
- СТ-682
- БТЗ-5201
- СТ-6217
- СТ-6217М
- ТролЗа-СТ-5265А
- ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»
- ТролЗа-5275.05 "Оптима"
- ТролЗа-5275.06 "Оптима"
- АКСМ-101А
- АКСМ-101М
Действующие маршруты
- 2 «Городской Аэропорт — вокзал Новосибирск-Главный»
- 4 "Затулинский жилмассив — Завод медпрепаратов
- 5 «Аэропорт — ул. Ленинградская»
- 7 «Станиславский жилмассив — ул. Лазурная»
В случае перегруженности магистралей и отсутствия времени для выполнения полного рейса, троллейбусы выполняют сокращённые рейсы до ост. Метро «Площадь Маркса»
До 1 июня 2011 года — «Станиславский ж/м — Автопарк» В начале июня 2008 года из-за ремонта троллейбусных проводов на улице Бориса Богаткова следовал по маршруту «Станиславский ж/м — Аэропорт» Обслуживается филиалом № 3. Пиковый интервал — 7 минут.- 8 «Затулинский жилмассив — ул. Ленинградская»
- 10 «Институт горного дела — Сад им. Дзержинского».
- 13 «Ул. Учительская — ст. метро „Речной вокзал“»
- 22 «Ул. Учительская — Лазурная»
- 23 «Сад им. Дзержинского — вокзал Новосибирск-Главный»
— ул. Гоголя — станция метро «Березовая роща» — Сад им. Дзержинского.
- 24 «Ул. Учительская — Станиславский жилмассив»
- 26 (Бывш. Авто. 26) «Затулинский жилмассив — Молкомбинат» (работает в часы пик)
- 29 (бывш. 29К) «Северо-Чемской жилмассив — Метро Площадь Маркса». Открыт 3 сентября 2018 года путём отвлечения подвижного состава с маршрута № 29, впоследствии закрытого. 1 июля 2021 года маршрут 29К получил нумерацию ранее закрытого маршрута 29 в связи с оптимизацией транспортной системы города. Обслуживается филиалами № 2 и 3.
- 36 «Ул. Лазурная — пл. Калинина»
Отменённые маршруты
- 1 «ул. Ляпидевского — ул. Ленинградская» (от Ул. Ляпидевского до ост. Северная следует на автономном ходу). Запущен в 2014 году, заменив троллейбусный маршрут № 5а. С 02.08.2016 сокращён до остановки «Ул. Ленинградская» (конечная остановка маршрутов 5 и 8). До пуска метро ходил по маршруту «Аэропорт» — «Бетонный завод», затем «Аэропорт» — метро «Красный проспект». В 1990-е «Аэропорт — метро „Речной вокзал“», после чего был закрыт.
- 3 «Ул. Лазурная — Сад им. Дзержинского»
- 5а «Метро Заельцовская — ТЭЦ-5- Ключ-Камышенское плато». Открыт в 2011 году как маршрут для троллейбуса-электробуса С 1 апреля 2014 года маршрут был сокращён до ТЭЦ-5. Осенью 2014 года был закрыт, был объединён, поглощён и заменён маршрутом № 1.
- 6 «Вокзал Новосибирск-Главный — ст. метро „Площадь Маркса“»
- 7к «Станиславский жилмассив — Дом Ленина». Закрыт с 16 октября 2012 года.
- 9 «Ул. Учительская — ДК им. Кирова»
- 10к «Сад им. Дзержинского — ул. Лазурная». Закрыт с 16 октября 2012 года.
- 11 Завод медпрепаратов — Станиславский ж/м С 2009 по 2010 год следовал по маршруту «Завод медпрепаратов — Северо-Чемской ж/м». Работал только в часы пик. Отменён в 2012 году.
- 12 «Автовокзал — ул. Лазурная»
- 13 «Молкомбинат — Станиславский ж/м». Действовал в начале 80-х годов.
- 14 «Вокзал Новосибирск-Главный — карьер Борок»
- 15 «Волочаевский ж/м — бетонный завод»
- 16 «ДК им. Кирова — ул. Лазурная».
- 17 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Учительская»
- 18 «Автовокзал — ДК им. Кирова» (через пл. Калинина и Красный пр.)
- 19 «Пл. Калинина — бетонный завод» (через Коммунальный мост)
- 20 «Ул. Лазурная — Вокзал Новосибирск-Главный» Отменён в 2009 году. В настоящее время числится как резервный в реестре маршрутов.
- 21 «Сад им. Дзержинского — ст. метро „Речной вокзал“»
- Следовал по проспекту Дзержинского, улицам Красина, Фрунзе и Красному проспекту. В начале августа 2007 года был закрыт ввиду нехватки подвижного состава на маршруте № 13, который он наполовину дублировал. Высвобожденный подвижной состав был направлен на данный маршрут, который таким образом стал обслуживаемым двумя депо. Были идеи о возрождении маршрута, однако они до сих пор не воплотились в жизнь.
- До 1986 года ходил по схеме «Затулинский ж/м — Бетонный завод».
- 25 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Ленинградская»
- 27 «Автовокзал — Вокзал Новосибирск-Главный»
- 28 «Станиславский ж/м — ст. метро „Заельцовская“»
- 29 «Северо-Чемской жилмассив — площадь Калинина». Следовал через Коммунальный мост. Обслуживался головным предприятием совместно с филиалом № 3. Пиковый интервал — 7 минут. Разное время ходил также до Автовокзала, Вокзала «Новосибирск-Главный» (через Димитровский мост). До апреля 2012 года следовал «Северо-Чемской жилмассив — Мехколонна» (в качестве пикового), после чего был временно закрыт из-за строительства транспортной развязки улице Ватутина (были убраны провода контактной сети). До площади Калинина вновь был запущен в ноябре 2012 года. В 2018 году стал первым маршрутом, проехав на котором, можно было получить скидку на проезд в метро и наоборот. Проект привел к падению пассажиропотока при движении по правому берегу. Закрыт в 2020 году. На востребованном пассажирами левобережном участке от Северо-Чемского ж/м до пл. Маркса остался работать маршрут 29к. 1 июля 2021 нумерацию этого маршрута получил маршрут 29к.
- 30 «Ст. метро „Площадь Маркса“ — Молкомбинат» (1996—1999 годы)
- 31 «Ст. метро „Красный Проспект“ — ул. Учительская»
- 32 «улица Космическая — Бетонный завод»
- 33 «Ст. метро „Площадь Маркса“ — Затулинский ж/м»
- 34 «Автовокзал — ДК им. Кирова»
- 35 «Ст.метро „Площадь Маркса“ — Мехколонна»
Работал с августа по октябрь 2012 года по маршруту «Вокзал-Новосибирск Главный — Мехколонна»
- 401 «площадь Калинина»-Аэропорт «Толмачево» работал с января по ноябрь 2012 года.
Информация дана на основе атласов:
- Новосибирск: Историко-географический атлас / Отв. ред. Х. Х. Мелеск. — М.: «Роскартография», 1993. — 120 с. — 20 000 экз. экз. — ISBN 5-85120-015-4.
- Новосибирский метрополитен / Под ред. А. В. Лаптева. — М.: ГУГК СССР, 1989. — 200 000 экз. экз.
- Новосибирск: Схема городского транспорта / Под ред. А. Г. Гущиной, В. Д. Топчиловой. — М.: ГУГК СССР, 1979, 1982. — 185 000 экз. экз.
Исторические факты
В 80-е годы во время строительства станции метро «Площадь Маркса» конечной остановкой всех троллейбусных маршрутов левобережья была станция метро «Студенческая», троллейбусы следовали от неё по улицам Геодезической и Блюхера.
В городе есть довольно крупные участки дорожно-уличной сети, по которым ходит только 1 маршрут троллейбуса: улицы Дуси Ковальчук, Владимировская, Димитровский мост, проезд Энергетиков (троллейбус 24); улицы Челюскинцев, Гоголя и Кошурникова до пересечения с проспектом Дзержинского (троллейбус 23); улица Фрунзе (троллейбус 36); Вокзальная магистраль, проспект Димитрова, Нарымская улица, Плановая улица, улица Жуковского (троллейбус 2), улица Станционная (троллейбус 4); улицы Учительская, Авиастроителей, Трикотажная (троллейбус 22); улицы Танковая, Ипподромская и Писарева (троллейбус 13), улица Петухова (троллейбус 26). Троллейбус 13 также является единственным общественным транспортом вообще, следующим по улице Писарева от улицы Ипподромской до Красного проспекта, а троллейбус 2 — по улице Нарымской и проспекту Димитрова от площади Лунинцев до Вокзальной магистрали.
Перспективы
Расширение маршрутной сети и строительство новой контактной сети в настоящее время не планируется. Возможна закупка нового подвижного состава с увеличенным автономным ходом для увеличения длинны существующих маршрутов.
Отчасти причиной отсутствия планов по строительству контактной сети является безразличие властей и их нежелание решать общегородские транспортные проблемы, также на это повлияло появление широкого ряда моделей троллейбусов с увеличенным автономным ходом и электробусов, это стало поводом отказаться от строительства новых линий контактной сети, так как они «Более затратны в обслуживании и сооружении»
Депо
В настоящее время в Новосибирске действует 4 троллейбусных депо. Нумерация вагонов четырёхзначная, первая цифра соответствует номеру депо (не филиала), к которому приписан троллейбус, следующие три цифры — порядковый номер поступления троллейбуса в депо, начиная с 1978 года.
Филиал № 1 МКП «ГЭТ»
Бывшее Дзержинское троллейбусное депо № 1.
Первое троллейбусное депо города. Однако открыто было несколько позже пуска троллейбуса. Единственное депо, не эксплуатирующее сочленённые троллейбусы(с гармошками); одной из причин этого являются малые размеры здания депо.
Обслуживает маршруты № 10, 13 (совместно с МКП «ГЭТ»), 22, 23, 36. Нумерация машин на 2005 год :1170-1286
Адрес: ул. Алейская, д. 4.
Филиал № 2 «Кировский троллейбусный» МКП «ГЭТ»
Бывшее Кировское троллейбусное депо № 2.
Обслуживает маршруты № 4, 8, 26, 29 (совместно с филиалом №3).
Адрес: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 49. Открыто в 1962 году Нумерация машин на 2021 год :2171-2325
МКП «ГЭТ»
Муниципальное казённое предприятие «Горэлектротранспорт» (бывшее Заельцовское троллейбусное депо № 3) является головным предприятием системы новосибирского городского электротранспорта. Все остальные троллейбусные и трамвайные депо города, а также служба электроснабжения подчинены ему в виде филиалов.
Открыто 19 октября 1976 года.
Обслуживает маршруты № 2, 5, 13 (совместно с филиалом № 1), 24 (совместно с филиалом № 3).
Адрес: ул. Аэропорт, д. 17. Нумерация машин на 2005 год:3185-3303
Филиал № 3 «Ленинский троллейбусный» МКП «ГЭТ»
Бывшее Ленинское троллейбусное депо № 4.
Самое молодое депо в городе. Открыто в 1989 году. На его базе расположен цех капитального ремонта троллейбусов. Характерной особенностью прошедших на нём ремонт машин являются боковые окна увеличенной высоты в средней части кузова. На базе одного из серийных ЗиУ-9 был оборудован экскурсионный троллейбус, эксплуатируемый МКП «ГЭТ».
Обслуживает маршруты № 7, 24 (совместно с МКП «ГЭТ»), 29 (совместно с филиал №2).Ранее маршруты 6,11,35,924,935
Адрес: ул. Станционная, д. 98а.