Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Платон (Рождественский)

Митрополит Платон (в миру Порфирий Фёдорович Рождественский; 11 (23) февраля 1866, Курская губерния — 20 апреля 1934, Нью-Йорк) — епископ Русско-Православной Греко-Кафолической Северо-Американской митрополии, с 1921 года управляющий Северо-Американской епархией; с 1924 вне общения с Московским Патриархатом. Был трижды отрешён от своей должности: Патриархом Тихоном в 1924, Архиерейским Синодом в 1927, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1933; второе из них было снято посмертно 13 сентября 1934.

Биография

Родился 11 (23) февраля 1866 года в селе Козинка Грайворонского уезда Курской губернии в семье священника. Старший брат Василий — протоиерей, член III Государственной думы от Курской губернии.

В 1886 года окончил Курскую духовную семинарию. 6 января 1887 рукоположён в священники, после чего до 1891 года служил в Покровском храме и учителем церковно-приходской школы села Лукашёвки Гайворонского уезда Курская губернии, законоучитель местной школы грамотности.

В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 году был пострижен в монашество. В 1895 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний, чрез представление удовлетворительной печатной диссертации и публичное защищение ее и оставлен при Академии профессорским стипендиатом.

С 1896 года — исполнял должность доцента по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии.

В 1898 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Древний Восток при свете Божественного Откровения».

С 1898 года — помощник инспектора, инспектор, экстраординарный профессор Киевской духовной академии, архимандрит.

С 1902 года — ректор Киевской духовной академии.

3 июня 1902 года хиротонисан во епископа Чигиринского, второго викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали митрополит Киевский и Галицкий Феогност; епископ Каневский Сильвестр и другие.

С 1902 года настоятель киевского Братского Богоявленского монастыря, заведующий преподаванием Закона Божия в киевских учебных заведениях.

С 1906 года издавал журнал «Церковь и народ».

12 февраля 1907 года избран членом II Государственной думы от города Киева, входил в группу «умеренных».

С 8 июня 1907 года — архиепископ Алеутский и Североамериканский. Устроил в Нью-Йорке дом призрения для русских эмигрантов, открыл духовную семинарию, основал журнал «Русский эмигрант».

В 1909 году был вызван в Святейший Синод для присутствия.

С 20 марта 1914 года — архиепископ Кишинёвский и Хотинский.

По отзыву протопресвитера Георгия Шавельского, рекомендовавшего его наместнику Кавказа великому князю Николаю Николаевичу в качестве кандидата на должность Экзарха Грузии: «Архиепископ Платон, по моим наблюдениям, обладал совсем необычными для наших архиереев качествами: инициативой, большой энергией и размахом в работе».

С 5 декабря 1915 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

Был награждён орденами Св. Анны 2-й и 1-й (1907) степеней, Св. Владимира 3-й (1904) и 2-й (1911) степеней, Св. Александра Невского (1915). Почётный член Санкт-Петербургской (1915) и Казанской (1916) духовных академий.

12 марта 1917 года группа епископов, священников и мирян во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе), собравшаяся в Мцхете, провозгласила восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 13 марта 1917 года епископ Леонид (Окропиридзе) письменно уведомил экзарха Грузии Платона (Рождественского) о том, что, согласно Мцхетскому церковному Постановлению, он смещён с должности экзарха, лишён сана Карталинско-Кахетинского архиепископа и прав на управление духовными училищами. Архиепископ Платон ответил, что не может «подчиниться постановлению Мцхетского Собора. Только высшая духовно-правительственная власть, которая поставила меня экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, может лишить меня законно данной мне должности и звания, а не Собор из канонически подчиненных мне клира и мирян, отложившихся при том от подчинения не только мне, но и Святейшему Синоду, или, что то же, Правительствующему Российской Церкви Собору. Я доложу об этом Святейшему Синоду и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим экзархом и буду пользоваться правами экзарха и властью». 27 марта Временно правительство признало автокефалию Грузинской Церкви, но как Церкви национальной, без географических границ, оставив, таким образом, негрузинские приходы в Грузии в ведении РПЦ. Окончательное установление правового положения Грузинской Церкви предоставлялось Учредительному собранию.

С 14 (27) апреля 1917 года — первоприсутствующий Святейшего Правительствующего Синода, назначенного Временным правительством.

10 июля 1917 года на объединённом заседании Временного правительства и Синода параллельно с утверждением Временных правил о правовом положении Грузинской Церкви было принято постановление № 4423 о «Временных правилах пребывания и действия РПЦ в Закавказье», распространявшихся на Тифлисскую, Елизаветпольскую, Бакинскую, Эриванскую, Кутаисскую, Черноморскую губернии и Карсскую, Батумскую области, Артвинский, Закатальский и Сухумский округа. Святейший Синод вынес постановление о добровольном вхождении русской и другой негрузинской паствы в Кавказский Экзархат, об установлении кафедральной резиденции Кавказского Экзархата в Тифлисе, об именовании Кавказского экзарха Тифлисским митрополитом и Кавказским экзархом, о разделении Кавказского Экзархата на епархии под руководством епископов, подчинив их экзарху, о сохранении всех негрузинских правовых, административных и церковно-просветительских учреждений в юрисдикции Кавказского Экзархата. Это постановление было утверждено Временным правительством и 11 июля 1917 года отправлено специальным циркуляром экзарху Грузии Платону.

С 13 августа 1917 года — председатель Совета по укреплению и распространению веры.

23 августа 1917 года отряд из 60 человек во главе с членом национально-демократической партии Давидом Вачнадзе принудил экзарха Платона оставить резиденцию и покинуть Тифлис. Митрополит Платон отправился в Петроград, где на заседании Святейшего Синода объявил автокефалию ГПЦ неканоничной.

В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, II Московского совещания общественных деятелей и Государственного совещания, председатель общего собрания и I отдела Предсоборного совета.

В 1917—1918 года член Всероссийского Поместного Собора, участвовал в 1-2-й сессиях, член Соборного Совета, председатель Комиссии о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни и IX Отдела, член V, XVIII Отделов. Во время торжественного настолования Патриаха Тихона обратился к нему с приветствиями и вручил крест от Святейшего Синода"". 7 декабря 1917 года избран членом Священного Синода на трёхлетний срок.

14 января 1918 года избран на Херсоно-Одесскую кафедру 3-м Чрезвычайным Херсонским Собором; утверждён митрополитом Херсонским и Одесским 22 февраля 1918 года. Представитель Патриарха на Всеукраинском Православном Церковном Соборе.

Летом-осенью 1920 года исполнял обязанности Председателя ВВЦУ. Вместе с русским беженцами покинул Крым и принял участие в заседании ВВЦУ на борту корабля «Великий князь Александр Михайлович». Таким образом, митрополит Платон стоял у истоков РПЦЗ.

29 ноября 1920 года на третьем заседании ВВЦУ в Константинополе временно назначен настоятелелем Русской Церкви при Афинской миссии.

В ноябре 1920 года попросил перевода в Америку для решения церковных дел. Согласно протоколу заседания ВВЦУ о 11 января 1921 года попросился в четырёхмесячный отпуск в Северную Америку, что ему было разрешено. В начале апреля 1921 года отбыл к месту назначения.

Для решение возникших в Северо-Американской епархии проблем Патриарх Тихон намечал отправить в Америку архиепископа Евлогия (Георгиевского), но узнав, что Зарубежное ВВЦУ направило в Америку митрополита Платона (Рождественского), согласился с этим назначением, выразив в своём письме о 12 июня 1921 года надежду, что это назначение водворит там мир.

В начале апреля 1921 года отбыл в США по поручению Высшего Церковного Управления Заграницей для расследования нестроений в Алеутской и Северо-Американской епархии; однако вместо ревизии, стал прилагать усилия для того, чтобы вернуться на кафедру правящего архиерея.

27 апреля 1922 года решением Священного Синода Русской православной церкви назначен временно управляющим Северо-Американской епархией.

16 (29) сентября 1923 года указом патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией.

Обновленческий «митрополит» Иоанн Кедровский, назначенный 16 октября 1923 года управлять приходами в Америке, повёл решительную борьбу против митрополита Платона, который неоднократно высказывался против большевиков. ОГПУ потребовало от патриарха смещения митрополита Платона и вызова его в СССР для церковного суда.

Указом патриарха Тихона от 16 января 1924 года был уволен с Американской кафедры в связи с его выступлениями, которые расценивались как политические и антисоветские. При этом вопрос о преемнике митрополита остался открытым. В этих условиях митрополит Платон остался управлять епархией и не подчинился указу из Москвы.

С 20 марта (2 апреля) по 22 марта (4 апреля) 1924 года в Детройте было созвано собрание клира и мирян Северо-Американской епархии (первоначально без участия митрополита Платона), постановившее «временно объявить Русскую Православную епархию в США самоуправляющейся Церковью»; митрополит Платон был избран её главою, ему было вверено доверительное управление имуществом всех церквей. Несмотря на то, что на последнем заседании Детройтского собора митрополит Платон уже присутствует в качестве председателя и получает от Собора право ношения второй панагии и преднесения креста (то есть внешних знаков отличия предстоятеля Церкви), на словах он оставался лоялен РПЦЗ.

В октябре 1924 года деятельно участвовал в работе Архиерейского собора в Сремских Карловцах. На следующем Архиерейском соборе 1926 года выступил с докладом о положении в епархии, определённо отмежёвываясь от автокефалистских постановлений Детройтского Собора. Испрашивая у собора особые грамоты ко всем предстоятелям Православных Церквей в Америке о подтверждении своих прав и полномочий на управление Русской Православной Церковью в Америке, он, в то же время, отказался подписать протокол этого своего доклада.

2 февраля 1927 года митрополит Платон поручил своему викарию архиепископу Евфимию учредить новую Церковь — «Святую Восточную Православную Кафолическую и Апостольскую Церковь в Северной Америке». Поводом для учреждения новой Церкви было распространение православия среди населения, не владеющего русским языком. Митрополит Платон указывал, что данная Церковь «совершенно автономная и независимая в своей организации, конституции, администрации, юрисдикции и авторитете, должна на все времена сохранить своё братское и сыновнее отношение к Православной Церкви России, представленной в России авторитетом Московского и всея России Патриархата, а в Америке — митрополитом Платоном и его канонически учрежденным и признанным преемникам — Архиепископам Американской юрисдикции Патриархата Московского и всея России». Документ подписали митрополит Платон (Рождественский), архиепископ Евфимий (Офейш), епископы Феофил (Пашковский), Амфилохий (Вакульский), Арсений (Чаговец) и Алексий (Пантелеев).

31 марта 1927 года Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение освободить его от управления Североамериканской епархией и запретить священнослужение в ее пределах. Основания для этого состояли в том, что митрополит Платон, назначенный привести в порядок дела в Северной Америке, еще больше запутал их. 1 апреля 1927 года Архиерейский Синод направил пастве в Северной Америке послание, где митрополит Платон обвинялся в непослушании Синоду, в бунте, в развале дел епархии. 8 сентября 1927 года митрополит Платон был окончательно запрещен в священнослужении, богослужения, им совершаемые, признаны безблагодатными, а хиротонии — неканоничными. Архиепископа Евфимия (Офейша) в соответствии с грамотами Патриарха Антиохийского Григория от 25 апреля 1923 года, Патриарха Тихона от 17 января 1922 года, а также постановления Архиерейского Собора РПЦЗ 1923 года было решено считать в ведении Антиохийского Патриарха, которому доложить о сем. При этом указывалось, что Евфимия надо считать епископом, а не архиепископом, так как этот сан он получил незаконно от митрополита Платона, не имевшего права награждать иерархов. Новый «Священный Синод», возглавленный епископом Евфимием, был признан неканоничным.

В 1933 году, не желая давать Временному Патриаршему Священному Синоду подписки о политической лояльности, объявил Американскую церковь автономной. В ответ, по докладу в Патриархию архиепископа Вениамина Федченкова от мая 1933 года, Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Синод при нём 16 августа постановили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нём решения. Этому решению также не подчинился. 22 ноября правящим архиереем Северо-Американской епархии был назначен Вениамин (Федченков), в то время как практически вся паства и духовенство епархии остались под управлением митрополита Платона.

Скончался 20 апреля 1934 года, находясь вне общения с Московской Патриархией. Похоронен на кладбище Свято-Тихоновского монастыря (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания).

19 апреля 1946 года в ходе неудавшейся попытки примирения с северо-американской паствой, по её просьбе, патриарх Алексий I разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное запрещение считалось посмертно снятым.

Библиография

Сочинения
  • Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1907, 1908, 1912 годы // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2192, 2500; Оп. 440. Д. 1238.
  • Письма к Г. Н. Трубецкому // ГАРФ. Ф. 10185. Оп. 1. Д. 39.
  • Письма к архиеп. Аполлинарию (Кошевому) // Архив Свято-Троицкой ДС в Джорданвилле. Ф. 5. К. 2.
  • Вера как основа христианской жизни. К., 1898.
  • Древний Восток при свете Божественного Откровения. К., 1898.
  • Значение для жизни земной чаяния жизни небесной. К., 1900.
  • Слово у гроба в Бозе почившего духовника Киево-Печерской Успенской Лавры, иеросхимонаха Николая; Слово в день памяти преподобного отца нашего Феодосия, игумена Киево-Печерского; Слово в день Архистратига Михаила // Труды КДА. 1899. № 5, 12.
  • Слово на заупокойной литургии, в день погребения высокопреосвященного Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого; Христианство и социализм // Труды КДА. 1900. № 7, 11.
  • Слово в день памяти преподобного отца нашего Антония Печерского.
  • Слово в день Преображения Господня и освящения Лаврской Великой церкви // Труды КДА. 1901. № 8–9.
  • Христианское самоотвержение и его значение для жизни человека. К., 1901.
  • Слово пред отпеванием в Бозе почившего настоятеля Св. Троицкого монастыря архимандрита Ионы в схимонасех Петра. К., 1902.
  • К вопросу о свободе совести. К., 1902.
  • Поучительное чтение об апостольской проповеди в наше время. К., 1902.
  • Слово при отпевании архим. Ионы; К вопросу о свободе совести; Две речи // Киевские ЕВ. 1902. № 3, 18, 21.
  • Речь при наречении во епископа // Труды КДА. 1902. № 7.
  • Речь при открытии в Киеве местного епархиального отдела ИППО; Речь при встрече высокопреосвященного митр. Флавиана // Труды КДА. 1903. № 2–3.
  • Речи // Киевские ЕВ. 1904. № 5–6, 37.
  • Доклад о состоянии преподавания Закона Божия // Киевские ЕВ. 1905. № 3–7.
  • Предложение [кандидатуры П. П. Кудрявцева] для замещения вакантной кафедры логики и метафизики КДА // Киевские ЕВ. 1907. Т. 2.
  • О состоянии преподавания Закона Божия и религиозно-нравственного воспитания в киевских средних учебных заведениях. К., 1905.
  • Приветственное слово Областному съезду Русских людей в Киеве // Киевские ЕВ. 1906. № 47.
  • Две речи на Областном съезде Русских избирателей // Церковь и народ. 1906. № 4.
  • Речь на собрании киево-подольских избирателей; Значение и смысл христианского смирения // Церковь и народ. 1907. № 4, 10–12.
  • О народном просвещении // Американский православный вестник. 1908. № 14.
  • Архипастырское приветствие // Американский православный вестник. 1912. № 1.
  • Слово // Американский православный вестник. 1913. № 24.
  • Речь на съезде духовенства // Американский православный вестник. 1914. № 10.
  • Православие под австро-венгерским судом // Церковные ведомости. Приб. 1914. № 23.
  • Письмо в редакцию; Письмо к иером. Алексию Кабалюку // Свет. 1914. 26 марта, 8 мая (Русин. 2014. № 3. С. 15–19).
  • Прощальное слово; Вступительная речь; Священникам; Слово духовенству; Боголюбезным отцам-пастырям Бессарабской земли; Православное русское воинство, наши родные солдаты!; Приветственная речь митр. Флавиану; Наша Русь в Америке // Кишинёвские ЕВ. 1914. № 23/24, 26–31, 36, 51/52.
  • Воззвание к пастырям и пастве; Проповедь // Тифлисский листок. 1917. № 51, 54.
  • Грузино-Имеретинской святейшего Синода конторе // Вестник Грузинского экзархата. 1917. № 1.
  • Речь на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян // Утро России. 1917. № 135.
  • Слово при погребении казаков; Речь на V Всероссийском миссионерском съезде // Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 19 июля, № 83.
  • Речь при открытии Всеукраинского Церковного Собора; В Украинскую Раду // Церковные ведомости. Приб. 1918. № 13/14.
  • Речь у Исаакиевского собора (1917) // Введенский А. Церковь и государство. 1918–1922. М., 1923. С. 51–52.
  • Благовестнические труды в Америке Митрополита Платона. Сборник слов, речей, посланий, обращений, публичных лекций, статей и официальных предложений Северо-Американскому Духовному Правлению. Вып. 1–2. Н.-Й., 1927.
  • Послание // Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1930. № 2.
  • Речь // Государственное совещание. Стенографический отчет. М., 1930. С. 66.
  • Отчет о созыве Всеукраинского Церковного Собора // Отечественные записки. 2007. № 1. С 247–267.
  • Два послания к архиепископам // Белая гвардия. 2008. № 10. С. 71–73.