Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Парижский песенник

29.04.2022

«Парижский песенник» (порт. Cancioneiro de Paris), также «Музыкальный песенник Masson 56» (порт. Cancioneiro musical Masson 56), или «Песенник Школы изящных искусств в Париже» (порт. Cancioneiro de l’École Supérieure de Beaux-Arts de Paris) — рукописный сборник XVI века, самый объёмный из сохранившихся нотированных португальских песенников эпохи Возрождения. Содержание песенника составляют небольшие одноголосные и многоголосные пьесы преимущественно в жанре вильянсико на испанские (кастильские) поэтические тексты (93 пьесы). Значительная часть пьес написана на португальские тексты (31). Авторы музыки и текстов в рукописи не указаны. Рукопись хранится в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже (сигнатура RISM: F-Peb Masson 56).

Манускрипт

Рукопись Ms. Masson 56 попала на хранение в библиотеку Школы изящных искусств в составе коллекции манускриптов, переданной промышленником Жаном Массоном (Jean Masson, 1856—1933). «Парижский песенник» был обнаружен в 1965 году в Париже. Это самый большой по объёму песенник, скомпилированный в Португалии XVI века. Запись проводилась 8 переписчиками (8 рук). Содержит 130 композиций светской и религиозной тематики без указания авторов. 120 из них созданы придворными авторами на кастильском и португальском языках, а 5 относятся к религиозной тематике с текстами на латинском языке. Текст первой композиции записан на кастильском языке, последней 130-й — на португальском языке. Лист с музыкальной нотацией одной из 130 композиций затерялся, сохранился только текст. Из 129 пьес 124 являются светского характера и 5 религиозного с текстами на латинском языке. Из общего числа 129 музыкальных пьес 2 сохранились без текстов. Из 127 оставшихся 72 одноголосные, 55 многоголосные (3 пьесы для 2 голосов, 49 для 3 голосов и 3 для 4 голосов).

Автор нового издания «Парижского песенника» Н. Раймунду определил музыкальный жанр как вильянсико, а его поэтическую форму (текст) — как вилансете. Среди 124 текстов светских композиций в 91 случае доминирует поэтическая форма вилансете, в 14 случаях — форма кантиг, в 6 — романсов, 2 тровы (trova четверостишие) и 2 серранильи. Кроме того имеются по 1 пьесе жанров кинтильи (quintilha, строфа из пяти стихов), copla real (королевская строфа), терцины (terça-rima) — эта последняя представляет единственный случай итальянского заимствования в Парижском песеннике. На кастильском языке созданы 93 текста, на португальском — 31, 5 на латыни и 1 на итальянском (всего 130 текстов).

В общем содержимое может быть разделено на 3 части: в первой — вилансику (vilancicos, то же, что и вильянсико) для одного голоса, во второй — одноголосные романсы, тексты которых написаны на кастильском языке и имеют древнее испанское происхождение, в третьей — вилансику для трёх голосов, которые впоследствии были дополнены ещё 16 композициями, созданными позднее основной массы оригиналов.

Первая часть содержит исключительно одноголосные композиции. Некоторые из них встречаются в «Дворцовом песеннике» и изначально создавались для 3-х и 4-х голосов. По большей части эти пьесы относятся к наиболее раннему слою кодекса, датируемому предположительно 1505 годом. Одна из них создана между 1507 и 1510 годами, другая относится к 1519—1520 годам. Декламационный и музыкальный стиль некоторых композиций подсказывает датировку 1530-х годов. В первой части одноголосных светских пьес в 89 % текстов доминирует поэтическая форма вилансете, кантиги в 7 %, серранильи в 3 %, и 1 кинтильи 2 %. По принадлежности эта часть разделяется на 2 большие группы: 1-я — куртуазная любовь (54 %), 2-я — серрануш (serranos) народного и деревенского происхождения, пасторали и кантиги о друге (44 %). Тексты 1-й группы создавались авторами XV века и начала XVI века, хотя некоторые из них несут черты гуманизма.

Палеографический анализ португальских текстов показал, что они записаны португальцами, о чём свидетельствуют написания диграфов lh, nh вместо ll, ñ. Основа антологии составлялась в 1550—1570 годы (1-я, 2-я и 3-я рука), после чего вставлялись уточнения и дополнения в 1560—1590 годы (4-я, 5-я и 6-я рука) и в 1580—1650 годы (7-я и 8-я рука).

После выдвижения Хуаном Руисом Хименесом (Juan Ruiz Jiménez) в начале XXI века гипотезы о том, что под именами Педру де Эшкобара и Педру ду Порту следует подразумевать двух разных композиторов, авторство № 8 и № 20 ставится под вопрос.