Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Фиаско государства

18.04.2022

Фиаско государства (провалы государства, изъяны государства, несостоятельность государства; англ. government failure) — неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

История создания

В 1978 году декан Высшей школы политических исследований RAND Чарльз Вульф в своей статье «Теория нерыночных провалов: основы анализа имплементации» предложил «теорию нерыночного провала», развив в 1988 году её в своей книге «Рынки или государство». Позднее стали чаще употреблять термин «провалы государства».

Определение

Согласно Льву Якобсону, фиаско государства — это неспособность государства обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости, неспособность обеспечить равновесие Линдаля, X-эффективность в общественном секторе и Парето-оптимальное состояние.

Типология провалов государства

Лев Якобсон выделял четыре типа провалов:

  • ограниченность доступной информации (неполнота информации);
  • неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов (возникновение легальной монополии);
  • несовершенство политического процесса (рациональное неведение избирателя, манипулирование решений, влияние групп специальных интересов, поиск ренты);
  • ограниченность контроля над государственным аппаратом (асимметричность информации, информированные бюрократы отстаивают собственные интересы в ущерб интересам менее информированных субъектов в моделе бюрократии Нисканена).

Чарльз Вульф отмечал три типа:

  • разрыв связи между затратами и выручкой (X-неэффективность);
  • собственные цели организации (проблема принципал-агент);
  • побочные эффекты (непредвиденные побочные эффекты).

Американский профессор Вилфред Долфсма сформулировал 4 типа возможных провалов, которые могут быть при введении новых государственных правил:

  • слишком подробные правила (детализированный и всеобъемлющий свод правил требует учитывать огромные объемы разнообразной информации, быстро устаревает и нуждается в постоянном пересмотре);
  • излишне обобщённые правила (отсутствие указаний относительно интерпретаций приводит к установлению собственных трактовок, к усилию сильной стороны или обречены на провал);
  • волюнтаристские правила (влекущие ущерб для агентов без компенсаций, умоляют принцип равенства перед законом и правовой безопасности, приводят к повышенной степени неопределённости в экономической сфере и к снижению инвестиционной привлекательности региона);
  • конфликтующие правила (противоречащие друг другу приводят к конфликту, увеличивают неопределённость в экономической сфере).

Причины провалов государства

К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю отметили причины проявления неэффективности государственного сектора:

  • эффект особых интересов — принятия государственных решений и распределение ресурсов в экономике государственным органом в интересах небольших групп в ущерб интересам общества в целом;
  • поиск ренты — стремление добиться с помощью государственных органов передачи дохода (ресурсов) за счёт общества или третьих лиц;
  • явные выгоды и скрытые издержки — политики будут стараться поддерживать проекты с немедленными ощутимыми выгодами с целью переизбрания в текущем периоде, а также проекты, издержки которых скрыты или отложены благодаря дефицитному финансированию;
  • ограничение и отсутствие выбора — избиратели голосуют за пакет программ при существующей потребности только в чём-то одном, на лицо неэффективное перераспределение и производство государственных услуг и товаров;
  • неэффективная бюрократия — у государственных служащих меньше стимулов работать эффективно, чем у тех, кто работает в частных фирмах.

Согласно Чарльзу Вульфу выделяются следующие причины провалов государства:

  • условия формирования спроса на нерыночную продукцию:
- разъединение издержек и выгод (несовпадение между получающими выгоды и теми, кто эти выгоды оплачивает); - узкий горизонт планирования (предпочтение настоящих благ будущим); - особенности вознаграждения политиков (награды в виде голосов избирателей); - обостренное восприятия обществом провалов рынка (неясность того, где провалы государства, а где провалы рынка); - участие в выборах новых политических организаций (давление политических организаций).
  • условия формирования нерыночного предложения:
- трудность определения и измерения выпуска (спорные измерители нерыночных услуг как обороны, регулирования, социальных программ); - единственный поставщик (исключительная монополия в определенной области законодательно закреплена); - неопределенность производственной технологии (производство услуг не имеет ограничителей); - отсутствие механизма прекращения деятельности (непрекращение нерыночной деятельности в случаях, когда она неуспешна).