Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




13.01.2022


29.12.2021


09.12.2021


09.12.2021


08.11.2021





Яндекс.Метрика





Котарбинский, Вильгельм Александрович

09.04.2022

Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский, польск. Wilhelm Kotarbiński, 30 ноября 1848 — 4 сентября 1921) — художник, яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров; двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.

Биография

Родился в c. Неборов Варшавской губернии. Учился в 1866-1869 гг. в варшавских Классах рисунка, которые на момент его выпуска возглавлял Циприан Лахницкий. В 1871 г., получив стипендию в 200 серебряных рублей от Общества Поощрения изящных искусств в Варшаве (Towarzystwo Zachęty Sztuk Pięknych ) поступил на слушания в Академии Св. Луки в Риме , где получил серебряную медаль и звание «Первого Римского рисовальщика».

Жил и работал в Риме с 1871 по 1886 год. С 1877 г. постоянно участвовал в выставках варшавского Общества Поощрения изящных искусств. В ранний "римский" период на выставках были представлены работы "Воскрешение сына вдовы", "Возвращение с Голгофы", "Libelle", "Гондола" и другие , которые сделали Котарбинского постоянным героем репортажей с выставок и известной персоной. С картиной "Ecce Homo" в январе 1883 г. художник принял участие в грандиозном открытии Выставочного дворца (Рим), где его работа висела рядом с картиной "Прусская дань" Яна Матейко . О работах Котарбинского оставили рецензии Генрик Сенкевич и Элигиуш Невядомский .

В 1885 г., по приглашению профессора Адриана Прахова, который руководил работами по украшению собора Святого Владимира в Киеве, Котарбинский вошел в состав "артели соборян" - коллектив художников, включавший В. Васнецова, М.Нестерова, П.Сведомского и А.Сведомского. С последними Котарбинский был дружен с 1875 г., еще по "римскому" периоду.

Внутренние работы в соборе продолжались 10 лет - до 1896 г. Котарбинский создал ряд композиций, среди них «Преображение Господне» и написанные совместно с Павлом Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Суд Пилата». Самостоятельно, по его собственному признанию были написаны "Голгофа" и "Воскрешение Лазаря".

В Киеве художник выполнил ряд заказов, в частности, для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создал 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко на ул. Терещенковской).

Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награждён орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком». Неоднократно участвовал в выставках в Варшаве, Киеве, Петербурге. В 1898 г. вокруг его имени, как и вокруг других "академиков" разгорелся скандал между Ильей Репиным и авторами журнала Мир искусства. Как известно, в одном из номеров прозвучало предложение вынести некоторые картины (в числе прочих и "Оргию"Котарбинского) из Музея Императора Александра III (сейчас Государственный Русский музей). Репин ответил резкой статьей "По адресу "Мира искусства" и после полемики с редактором журнала Сергеем Дягилевым порвал с "мирискусниками".

Он создавал картины, сепии и графику на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции. Если живопись Котарбинского вызывала критику, то его сепии получили настоящее признание .

Художниками, повлиявшими на Котарбинского, были Ганс Макарт , Виктор Васнецов, Генрик Семирадский, Мариано Фортуни, Михаил Врубель.

Автор ряда крупных станковых полотен ("Смерть Мессалины", «Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и др.) Большая его картина «Римская оргия» была куплена царем Николаем II, сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В 1905 г. издательство "Рассвет" выпустило серию открыток с картинами Котарбинского. Открытки получили настолько широкую популярность, что серии дополнялись и переиздавались. В итоге художник даже пошел на беспрецедентный шаг - нотариально подтвердил легитимность изображений

Последняя крупная выставка работ Котарбинского состоялась в 1907 г.. После этого и в Варшаве, и в Киеве художник участвовал лишь несколько раз и выставлял одну-две работы.

С началом I мировой войны Котарбинский в очередной раз приезжает в Киев и больше не покидает этот город.

В апреле 1919 г., когда художник жил в в гостинице "Прага" в Киеве, из имения в Кальске (Минская губерния), во время одной из "экспедиций" Наркомпросвета БССР были национализированы и вывезены 282 картины Котарбинского, для создания Областного музея в Минске .

В декабре 1919 г. Котарбинский переселился к Праховым, к дочери и вдове профессора, Эмилии Праховой, с которой поддерживал дружеские отношения. Скончался на руках Эмилии и Елены Праховых 4 сентября 1921 г. Похоронен на киевском Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища; могила — слева от аллеи.

Личная жизнь

По воспоминаниям Н.Прахова (сына профессора Адриана Прахова), Вильгельм Котарбинский был женат на своей "кузине". Согласно последним исследованиям, называется имя Екатерины Пудловской (Коженевской), дочери Юзефа Коженевского. У матерей Вильгельма и Катерины одинаковые фамилии - Вейсфлог (скорее всего, матери супругов были кузинами, а Котарбинский и Екатерина - троюродными братом и сестрой). Кроме того, Екатерина была владелицей имения Кальск в Минской губернии, где Котарбинский поселился сразу после женитьбы . Имение Кальск оставалось постоянным местом жительства художника до начала I мировой войны.

Котарбинский дружил с Генриком Семирадским во время жизни в Риме . Его связывали близкие дружеские отношения с Виктором Васнецовым, братьями Сведомскими, семьей Праховых.

Был прекрасным шахматистом.

Галерея

  • Вечерняя тишина

  • Могила самоубийцы

  • Роса

  • Стрельба из лука