«Русский сувенир» — советский кинофильм режиссёра Григория Александрова, вышедший на экраны 27 июня 1960 года.
Александров планировал, что эта картина вернёт ему былую славу великого режиссера, но она с треском провалилась. Фильм очень много критиковали, и в конечном итоге он «лёг на полку».
Сюжет
На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт, летевший в Москву из Владивостока. Здесь магистр теологии Джон Пиблс (Эраст Гарин), которого интересует вопрос «чем они заменили Бога», американский миллионер Эдлай Скотт (Андрей Попов), которого волнует проблема «можно ли Россию вернуть к капитализму», со своим секретарём Гомером Джонсом (Павел Кадочников), и итальянская «графиня» Пандора Монтези (Элина Быстрицкая), и, наконец, таинственный доктор Адамс. Единственный советский пассажир — инженер Варвара Комарова (Любовь Орлова) — вынуждена быть и гидом, и дипломатом, и снабженцем, и массовиком-затейником.
Герои фильма попадают в новый город в Сибири, видят строительство Братской ГЭС, запуск ракеты на Луну… Их представление о Советском Союзе становится совершенно иным.
В финале фильма перевоспитавшийся американский миллионер даёт сенсационное интервью. Главная героиня призывает к миру во всем мире на фоне фресок с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьём змея.
В ролях
- Любовь Орлова — Варвара Капитоновна Комарова
- Андрей Попов — Эдлай Хантор Скотт, американский миллионер, писатель
- Павел Кадочников — Гомер Джонс, секретарь мистера Скотта, американский писатель канадского происхождения
- Эраст Гарин — Джонс Пиблс, магистр теологии, убеждённый женоненавистник и принципиальный холостяк
- Элина Быстрицкая — Мария-Пандора (Барбара) Монтези, итальянская графиня
- Александр Барушной — доктор Адамс
- Валентин Гафт — Клод Жерар, французский композитор
- Лю Чжи-Чан — Ван Ли Фу, китайский лётчик
- Анастасия Зуева — Егоркина, жена сибирского охотника
- Георгий Бударов — Егоркин
- Алла Будницкая — Лариса Курлычкина, переводчица
- Виктор Авдюшко — Спихнулин
- Анатолий Ведёнкин — Сергей Комаров, брат Варвары
- Иван Каширин — сторож
- Борис Новиков — Сафонов, рабочий-новосёл
- Елена Понсова — бабушка Варвары
- Виктор Яковлев — батюшка
- Лев Золотухин — Иван Бобров, академик
- Пётр Савин — бригадир охотников
- Анатолий Соловьёв — охотник в бане
- Эммануил Геллер — продавец женьшеня (жулик)
- Светлана Харитонова — Олимпиада Васильевна Сафонова, жена рабочего-новосёла
- Кола Бельды — студент-«шаман»
- Михаил Орлов — министр
- Леонид Чубаров — Иванов, водитель
- Аркадий Цинман — Аркадий Цинман, журналист
Съёмочная группа
- режиссёр-постановщик — Григорий Александров
- автор сценария — Григорий Александров
- оператор-постановщик — Григорий Айзенберг
- художники-постановщики — Михаил Богданов, Геннадий Мясников
- композитор — Кирилл Молчанов
- тексты песен — Евгений Долматовский
- директор картины — Валентин Маслов
Критика
Советская критика назвала «Русский сувенир» бессюжетным, идейно слабым, поверхностным, пропагандирующим «архитектурные излишества в строительстве в период культа личности Сталина». В частности, сатирический журнал «Крокодил» опубликовал рецензию на фильм, в которой режиссёр и актёры подверглись осмеянию.
Сама Любовь Орлова назвала свою работу в этом фильме неудачной: «Что ни кадр, то пустота… А у меня перепевы и перепевы самой себя… Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторять когда-то найденные приемы, но у меня уже ничего не получается».
Элина Быстрицкая в 2003 году отмечала: «Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме „Русский сувенир“, где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился».
Питер Роллберг в «Историческом словаре русского и советского кино» пишет, что фильм «без сомнения, доказал, что официальный имидж актрисы стал анахронизмом, несмотря на постоянное восхищение миллионов зрителей».
Александр Малахов (Коммерсантъ), оценивая данную работу Александрова и Орловой, написал: «Освободиться от идеологических штампов они не смогли, а в 60-е годы истории о перевоспитавшихся американских миллионерах вызывали не смех, а раздражение. „Русский сувенир“ провалился».
А. В. Фёдоров, описывая сюжетные и иные стереотипы картины, пишет:
приёмы изображения действительности: откровенно условные (в рамках жанра), но вся советская обстановка и все советские персонажи показаны с симпатией. Зарубежные персонажи показаны карикатурно, но это не злая, а, скорее, добродушная карикатура.
<…> Все советские персонажи патриотичны, искренне верят в преимущества советского строя над буржуазным, обаятельны, вежливы, предупредительны, готовы помочь непривыкшим к сибирскому быту изнеженным иностранцам, неплохо одеты (по тогдашним советским понятиям), у них правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам плакатного образа идеального советского труженика. Иностранцы выглядят утрированно, одеты ярко, часто нелепо, много и активно жестикулируют, эмоционально неуравновешенны.